Эта статья подготовлена на основе рассказа Артема, молодого человека из одного крупного города Среднерусской возвышенности.
С давних лет я заразился мечтой жить путешествиями, ведь это настоящая свобода. Может Вы помните, как в середине нулевых все рванули в теплые страны? А после 2012 в путешествия по СНГ автостопом? Вот! Многие из тех путешественников стали известными блогерами и в их карманах ветер не гуляет. Конечно, те золотые времена прошли и конкуренция среди блогов огромна, но упорство и труд деньгу принесут!
Таковы были мысли и чаяния двадцатипятилетнего оболтуса из крупного города… до попытки реализовать свои «мечты»: Деньги и «Свобода».
В 2013 году начитавшись всяких советов «опытных путешественников» я потратил большую часть своей кубышки, скопленной за годы моего студенчества (учился на программиста), на снаряжение и фото-видео аппаратуру.
С первыми сложностями я столкнулся на выезде из города – описанные в советах «приемы» автостопа не работали, все останавливающиеся водители требовали денег за проезд. Быть может это особенности моего города? В конечном итоге мне пришлось ехать на автобусе.
Уже в Рязани я заметил сильное отличие характера людей от привычного мне, и как нестранно, но меня действительно подвозили бесплатно! Больше всего мне запомнилась моя поездка в телеге трактора – сейчас конечно я вспоминаю с улыбкой, но тогда мне казалось это тем, что нужно запечатлеть для моего будущего блога.
Мое путешествие шло хорошо, пока я не допустил две ошибки – «ориентируясь» по карте, которую я сам распечатал и склеил (в масштабе 1 к 1), я решил срезать путь. Помните крылатую фразу «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», так вот, короткий путь не всегда самый быстрый! А вторая ошибка была допущена ранее, при склейке самодельной карты - нужный мне квадрат был перевернут и таким образом я шел в совсем другую сторону.
С каждым шагом я удалялся от намеченной цели и все глубже уходил в дебри. Ближе к вечеру, когда я уперся в небольшую речушку (не шире 3-х метров), то подумал – «а карта-то у меня дрянь, ничего на ней не указанно», и принялся с помощью ножа боуи перерубать небольшое деревце для наладки мостка. Но хваленый американский нож не выдержал русской осины – с хрустом рукоять и часть хвостовика остались у меня в руке, в то время как лезвие было в дереве.
Но и это не убавило мой энтузиазм, я жаждал приключений…Раздевшись я решил перейти речку в брод, неся в руках рюкзак с вещами, но видимо я набрал слишком много ненужных вещей и на середине речки, где вода доходила мне до шеи, мои ноги стали проваливаться в песок. Сказать, что я запаниковал, ничего не сказать – ноги вязли и уходили все ниже, а вода стремительно поднималась к носу. Я швырнул рюкзак к берегу, в надежде добросить его на сухое место, но не имея под ногами твердой опоры бросок получился никудышным.
Результатами моего «форсирования бурной реки» стали: замерзший я, мокрые вещи, «утопленная» аппаратура. После этого уже можно было разворачиваться и спокойно езжать домой – дальнейший смысл моих «приключений» отпадал. Но для этого еще нужно было выйти к ближайшей деревне, а ближайшая, судя по карте (!!!) была впереди.
В сырой одежде и с хлюпающей обувью, я раньше намеченного срока вышел на зады деревни, но подходя ближе я с ужасом понял – деревня заброшена! Все дома что я видел были покинуты, а их окна заколочены. В бывшем населенном пункте не было ни одного человека, кроме меня! Но на карте не было никакой деревни и поля не было за ней – тут должен быть лес! С нарастающим страхом я понял, что могу рассчитывать только на себя, ведь я не мог даже элементарно позвонить, ибо мой телефон «утонул».
От отчаяния и бессилия я заорал – но закатное небо словно отвечая на мой крик «прослезилось», пошел дождь.
В заброшенном доме с незапертой дверью я остановился на ночевку. Мои попытки затопить печь были тщетны – весь дым шел в помещение, что было очень опасно. От холода мне не спалось и когда ночью закончился дождь, я развел во дворе костер, благо спички, купленные еще дома, воды не боялись. Мой «городской» организм, привыкший к комфорту, не выдержал холодного купания и последующей прогулки – я начал подкашливать, периодически меня знобило. Наверно минут через двадцать у калитки послышался шорох и низкий прокуренный голос – «Кто тут балуется? Кому неймется?».
Я жутко перепугался – вдруг деревня вовсе не заброшена или это местные бомжи? Чего ждать от этой встречи я не знал.
Во двор вошел невысокий старик, широкий в плечах, одетый в видавшую виды одежду, голову незнакомца покрывала странная шапка, напоминающая офицерскую фуражку. Подслеповатым взором он оглядел двор, меня и костер, а после спросил – «Ты кто, такой? Что здесь делаешь?».
Я представился незнакомцу, честно рассказал, что заблудился и вынужден был встать здесь на ночлег.
«А чего ты на улице, а не в доме?». Но услышав мой ответ старик не рассмеялся и даже не улыбнулся, а бросил только «Пошли».
В доме он ловко заложил печь дровами и показал в чем была моя ошибка – я не открыл заслонку. В свое оправдание могу только сказать, человек я был городской.
Обшарив дом, Спиридон – так звали деда, нашел чугунок, в котором мы заварили овсяную кашу с фруктами из моих запасов. Он все удивлялся, до чего мир дошел, разглядывая мои вещи, но не трогая их. Я долго разговаривал с этим удивительным человеком, искренне любящим Родину, свой край и знающего «каждую травинку, каждую былинку», но бесповоротно отставшего от жизни. Во время разговора я, доверившись моему новому знакомому рассказал, как сюда попал.
Старик поцокал языком, что-то прикидывая в голове, а после попросил карту.
«Ух ты какая! Четкая, все по ней видно! Хе-х, да только ошибка у тебя тут!» - дед Спиридон указал мне на неправильно вклеенный квадрат - «Тебе совсем в другую сторону нужно было топать!».
«А вообще, чего тебе дома с женой не сидится? А ли нету? Так это дело в миг поправим, у нас в окрестностях все девки на загляденье! Да за такого статного как ты вмиг замуж пойдут!» - старик добродушно улыбался в густую бороду.
Но услышав мой ответ нахмурился – «Ты это чего это бродяжничать собрался? Не семьи, ни Родины, ни дома? А между прочим раньше, во времена моего детства, за бродяжничество могли в лучшем случаи розгами угостить! А от старого немца, что отцу помогал двигатель на мельнице ставить, слышал в Европе так вообще вешали без разбирательств, о как!».
«Это пленный немец, что ли был?»
«Да какой пленный… Это еще до войны было. Тогда из Германии к нам часто толковые люди приезжали. С моим отцом они так мельницу собрали – я уже который год работаю, а ей хоть бы хны, только обслуживай вовремя!»
«Ух-ты! А я и не знал, что до сих пор мельницы есть! Я думал все делается на больших заводах!»
«Ну, моя-то стоит» - дед улыбнулся улыбкой полной гордости за свое дело – «Если хочешь, хоть сейчас покажу!»
Я вежливо отказался, уповая на не самое лучшее мое состояние, но попросил Спиридона поставить отметку на карте. Вновь подслеповато оглядев меня, дед воскликнул «Да ты совсем простыл!». Черкнув на карте, старик вышел в ночь, сколько его не было я не помню, так как периодически меня одолевала дремота. Я совсем расклеивался, была слабость и сильный озноб.
Меня растолкал Спиридон, сунул в руку кружку с каким-то отваром и велел выпить. Я не соображал, что делаю и залпом осушил алюминиевую посуду, невероятно горький травяной отвар чуть не вывернул меня наизнанку, но я все же сумел его удержать в себе.
«Что это?» - выдавил я.
«Полынь со зверобоем! По отдельности заваривал, а потом смешал. Пробрало да? К утру здоровым будешь!». Старик до утра сидел со мной, периодически трогая мой лоб своей грубой, мозолистой ладонью, все рассказывая о жизни и быте родного края. Я слушал его в пол-уха, периодически проваливался в дрему, наполненную образами и звуками деревенской жизни – тихой, спокойной и такой родной.
На заре Спиридон попрощался, еще раз пригласил в гости и вышел за дверь, оставляя меня одного. К вечеру я был здоров, будто и не простужался, а еще через день я уже ехал домой из Рязани.
После той поездки я утратил интерес к ведению блога, начал работать по специальности, иногда фриланся, но в душе очень хотел переехать куда-нибудь под Рязань. Иногда мне снились те пейзажи, тихая деревенская жизнь, ночевка в заброшенном доме и неспешный разговор деда Спиридона. После этих снов я просыпался с легкой грустью – душа рвалась в знакомые места. Иногда я искал на карте мельницу Спиридона, но в Интернете такой информации не было – быть может подслеповатый старик в темноте указал не то место? И все же, я не отчаивался ее найти.
Через пару лет я скопил немного деньжат и выехал на поиски. В ближайшей деревне я узнавал у местных о мельнице в окрестностях, но все смотрели на меня, как на князя Мышкина. Однако мне неожиданно улыбнулась удача – когда я подходил с картой к местным, меня увидел один кладоискатель и поинтересовался о моей проблеме. Этот человек знал об этой мельнице из старых записей, вот только она давным-давно разрушена. Владевший ей бездетный мельник ушел из жизни еще до революции, а потом ее растащили на металлолом и строительные материалы. Оснащенная паровым двигателем мельница действительно стояла в месте, указанном встреченным мной стариком, но кто он был? Неужто это был тот самый хозяин мельницы? Или же это был местный старичок, хорошо знающий родной край и решивший подшутить над туристом?
Это уже неважно, ведь он изменил мой взгляд на жизнь и навсегда покорил мое сердце Рязанщиной. Сейчас я живу в Рязанской области, в деревне, работаю удаленно, у меня есть дом, семья и мой любимый край. Чего и Вам желаю обрести!
Благодарю за просмотр! Подписывайтесь на канал! Ставьте лайк!
Если у Вас есть вопросы по этой истории - напишите мне.