А сегодня поговорим про один примечательный памятник в Азербайджане (точнее на той территории Нагорного Карабаха, которую контролируют азербайджанцы).
У азербайджанских пропагандистов памятник, фото которого приведено в начале статьи, постоянно упоминается как "железобетонное" доказательство "пришлости" армян на Кавказе.
Находится он в посёлке городского типа Марага. В советские времена 30 июня 1954 года село Марага и близлежащее село Маргушеван объединили в один поселковый совет и дали название Ленинаван, такое название он носил до 29 декабря 1992 года. Нынешнее азербайджанское название Шыхарх. Расположен посёлок в Мартакертском (по азербайджанской классификации Агдеринском) районе Нагорно-Карабахской республики (республики Арцах) или же, согласно административному делению Азербайджана в Тертерском районе (см. карту ниже):
В более крупном масштабе:
До начала карабахского конфликта подавляющее большинство жителей составляли армяне, впоследствии изгнанные в ходе этнических чисток устроенных азербайджанцами.
В 1978 году в посёлке был установлен памятник в память о переселении сюда в 1828 году, после заключения Туркманчайского мирного договора (предусматривавшего, помимо прочего, обмен населением между Персией и Россией) армян из города Мераге (в нынешнем иранском Азербайджане).
На азербайджанских интернет-ресурсах приводится следующая фотография памятника - по состоянию на 1978 и по состоянию на 1988 год.
И утверждается, что после начала противостояния в Карабахе, армяне сначала уничтожили надпись "Марага-150", а потом и вовсе разрушили памятник "чтобы скрыть следы своей пришлости".
Непонятно правда, зачем армянам сначала стирать надпись, а потом разрушить памятник? Не логичнее ли было сразу разрушить?
Не знаю, что там с надписью. Может её действительно убрали армяне, а может азерпроповцы проявили чудеса владения фото-ретушей (когда компьютерного фотошопа не существовало в природе). Во всяком случае в азербайджанских источниках приводятся показания свидетелей установки памятника, а вот свидетелей его римейка / уничтожения армянами нет.
А вот разрушить памятник вполне могли и азербайджанцы, свирепо уничтожающие любые следы присутствия армян на подконтрольной им территории. Как они это сделали, взорвав древние церкви в Агулисе или уничтожив молотками хачкары в Джульфе. Сам посёлок Марага был захвачен азербайджанскими вооружёнными формированиями 10 апреля 1992 года, до того методично расстреливавших его из артиллерии. После захвата в Мараге азербайджанцы устроили массовое убийство как мирного армянского населения, так и пленных бойцов ополчения.
Выскажу предположение, тогда же мог быть и уничтожен злополучный монумент. Однако затем азербайджанским властям пришла в голову идея использовать "Марагу -150" в антиармянской пропаганде, и с руин монумента стали пылинки сдувать, водить на экскурсии иностранных дипломатов:
по указу президента Азербайджана вокруг разрушенного памятника выполнены работы по благоустройству.
На территории вокруг памятника установлены стенды на трех языках - азербайджанском, русском и английском, на которых указана вся необходимая информация о памятнике и армянском переселении на Южный Кавказ.
Самое забавное, что армяне никогда не скрывали факт переселения армянских беженцев в Марагу, об этом пишет ещё армянский писатель Раффи в своём произведении "Меликитства Хамсы" (начало 80-х годов)
Сейчас это место называется Марага, так как в 1828 году заселено беженцами из персидского города Марага.
Более того, сюрприз-сюрприз для азерпропа, Раффи же упоминает, что до появления там армянских беженцев из Персии, поселок тоже был армянским. И не просто армянским посёлком, а резиденцией армянского мелика Меджлума Мелик-Исраэляна, правившего в Джраберде (одно из меликитств Хамсы), под названием Казарх.
Мелик в это время жил в своей летней резиденции на берегу реки Тартар, в месте, называемом Казарх .
Именно в Казархе (будущей Мараге), по словам Раффи, произошла неудачная попытка покушения на мелика Меджлума, организованного карабахским ханом Ибрагим Халил-ханом.
То есть в данном конкретном случае персидские армяне в 1828 году переселились к своим соплеменникам, в деревню, подвластную армянскому мелику, а вовсе не в дома "изгнанных русскими азербайджанцев".
Ещё статьи по теме:
Армяне в Карабахе. Кем себя считали карабахские мелики.
Армянский царь-эколог, основание Двина и ассирийцы в Армении.
Могила праотца Ноя в городе Нахичевань, ныне Азербайджан.
Царица Шамирам, Ара Прекрасный и легенда об основании села Арзни.
Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427