Найти в Дзене
Саша Сторожев

Рану Закавказья можно вылечить

Нагорный Карабах. Это название, в котором слышатся отзвуки чего-то высокого, божественного, светлого, благостного (нагорный! – как Нагорная проповедь или что-то в этом роде) и одновременно темного, устрашающего, агрессивного, хтонического (кара – на русское ухо слово страшное, хотя многие наверняка знают, что по-тюркски это всего лишь «черный» - хотя и этот цвет у нас традиционно ассоциируется с горем…) мучает нас уже не одно десятилетие.

На излете советского времени именно там, в Закавказье, между армянами и азербайджанцами начались первые кровавые стычки на просторах бывшего Союза, и Карабах стал синонимом этого противостояния. Именно в Карабахе рухнула в одночасье вера советского человека в дружбу народов – основу, казавшуюся незыблемой в самом справедливом обществе на планете – советском, социалистическом.

С тех пор прошло более тридцати лет. «А воз и ныне там». Армяне и азербайджанцы продолжают люто ненавидеть друг друга, республики, их представляющие, имеют многочисленные претензии друг к другу, и никакое членство во всех постсоветских структурах, которого в общем и целом придерживаются и Армения, и Азербайджан, не способствовало их примирению. А Нагорный Карабах остается одним из главных камней преткновения в этом споре: чей он? – решить два противоборствующих народа не способны.

Конечно, армянский – скажет вам любой армянин, при чем не только живущий в самой Армении или Карабахе, но также и в России, Америке или Европе. И приведет тысячу доводов – вспомнит о Великой Армении «от моря и до моря», о христианском первородстве его страны, о Ноевом ковчеге и горе Арарат… И возразить против этого будет, в общем-то, особо и нечего. Но если даже и не заглядывать так далеко в историю, то против фактов новейшей истории пойти трудно – население Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР действительно было в основном армянским.

Конечно, азербайджанский – скажет вам любой азербайджанец. И тоже будет прав, приведя в качестве доводов многочисленные правовые акты, как международные, так и советские, и принятые позже в рамках СНГ… А еще свою историю, которая на самом деле не менее богатая, чем у армян, ведь действительно, были и древняя Антропатена, и Албания Кавказская – пращуры современного Азербайджана, и трудно возразить что-то против того, что ныне тюркоязычный, но этнически в своей основе иранский народ азери жил здесь издревле, как минимум со времен Ахеменидской державы.

Разбирать этот вопрос бессмысленно, а искать правого или виноватого – еще глупее. Прошедшие три десятилетия ясно показали, что стоять оба народа будут тут насмерть. Никакие исторические, этнические, религиозные, правовые доводы не способны разрубить этот Гордиев узел – у каждого народа правда своя.

Есть ли выход? Такой, с которым смирятся оба народа и не будут потом веками мечтать об отыгрывании ситуации назад? Именно смирятся – ибо найти такой вариант, при котором оба народа будут удовлетворены, попросту невозможно. Думается, что есть. И он чем-то похож на вариант одновременно и нероссийского, и неукраинского Крыма, а именно – Крыма, переданного третьей стороне.

Нагорный Карабах, или как его называют армяне, Арцах – в границах НКАО в составе АзССР или в нынешних его границах (с занятыми армянами азербайджанскими районами «перешейка», разделяющего Армению и Арцах) – необходимо передать в состав России в качестве одного из субъектов федерации (впрочем, равно как и все прочие спорные территории на просторах бывшего СССР – Приднестровье, Донбасс, Абхазию и Южную Осетию; но об этом – отдельный разговор). При этом должно быть гарантировано право всех – азербайджанцев, русских, представителей других народов, покинувших Карабах в прошедшие три десятка лет, вернуться на свои земли и продолжить мирно сосуществовать там с основным этносом включенного в состав России Карабаха – армянами.

Только Россия способна гарантировать мир и спокойствие на этих землях, прекращение противостояние, мирное сожитие разных народов (армян, азербайджанцев, русских и др.). Россия – самый мощный геополитический фактор региона, за свою историю она уже не раз приходила на помощь народам Закавказья, буквально спасая их и от внешних захватчиков, и от внутренних межкавказских усобиц.