Первый рассказ цикла Электрик здесь.
Я слышал такую теорию, что раньше миллионы лет назад длительность светового дня на нашей планете была больше, чем сейчас. И, когда человек попадает в такую среду, где он визуально не может увидеть естественной смены дня и ночи, он постепенно переходит на совершенно иной режим «дня». Что-то внутри нас оказывается недовольно существующим положением вещей, но мы к этому не прислушиваемся.
В 1974 году летом я работал в Карелии. Я хорошо запомнил этот год, потому что в Карелии от сухой погоды начались пожары. Въезд в Карелию был ограничен и, поскольку наша бригада наладчиков проскочила в Карелию до ограничений, нас попросили так там и остаться. Получилось так, что мы с подачи начальства прожили в Кондопоге более четырех месяцев, а командировочные расходы оплачивались на одном месте только один месяц. Против этой вопиющей несправедливости существовал финт, подсказанный еще Чичиковым – это «Мертвые души». Фокус этот проходил только в случае железнодорожного сообщения города командировки с Москвой, а в самой Москве сидел Ваш хороший приятель.
В те времена железнодорожные билеты не были именными, и весь фокус исполнялся так. В заранее выбранный день я отмечал в командировочном удостоверении убытие, но предупреждал Заказчиков, что мы никуда не едем. Каждый из нас писал авансовый отчет, включая билеты Кондопога – Москва. Все это мы отдавали проводнику поезда, который направлялся в Москву. В Москве наш приятель получал у проводника наши документы и покупал использованные билеты Кондопога-Москва все у того же проводника. Командировочные отчеты он подписывал у нашего начальника и сдавал в бухгалтерию. Далее он получал деньги на новую командировку, почтой пересылал деньги и сообщал нам дату нашего выезда телеграммой.
В нужный день мы подходили к поезду, прибывшему из Москвы, получали у проводника наши новые документы и покупали у него использованные билеты Москва-Кондопога. Такса за использованный билет была стабильна – один рубль, а цена билета двадцать четыре рубля, так что холостой прогон мертвых душ по маршруту Кондопога-Москва-Кондопога приносил прибыль – 46 рублей каждому командировочному, что по тем временам было очень прилично.
Интернета в то время еще не было, так что начальство управляло нами с помощью телеграмм. В телеграмме обычно указывалось, в котором часу я должен находиться на переговорном пункте. Так что инструкции я получал только по телефону. Поскольку действовал запрет не жителям Карелии только на въезд, а не на перемещение по Карелии, нас гоняли по разным объектам по маршруту Петрозаводск, Кондопога, Медвежегорск.
Все это выглядит, как зверская эксплуатация трудового народа, то есть Нас. Однако, на практике более пятидесяти процентов времени мы практически не были ничем заняты. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Плюс в том, что мы могли отдыхать на полную катушку, а минус в том, что во время отдыха расходуется значительно больше денег, чем за то же время работы. Мы напряженно изыскивали резерв и вот оно решение: «Денег будет значительно больше, если не тратить их на еду».
Это, по сути, очень простое решение, далось нам не сразу. Замечено, что новое, нетривиальное решение с большим трудом пробивает себе путь в жизнь. Так было и на этот раз. Когда Олег Урицкий произнес вышеприведенную формулу, то народ его не понял. «Если мы не будем питаться, то очень скоро загнемся». На что Олег резонно возразил, что он не предлагает голодать, а лишь предлагает не тратить на еду денег. Ход его рассуждений был прост, как и все гениальное.
Летом в Кондопоге стоит практически полярный день, поэтому нам все равно когда работать, а когда спать. Допустим, мы будем спать днем, тогда на работу мы можем ходить в третью смену с 12 ночи по 8 часов утра. И здесь начинается самое интересное. По наблюдениям Олега ночью (в третью смену) нормальному человеку не хочется есть. Одновременно с этим он напомнил (мы все об этом знали), что штатным сотрудникам комбината, выходящим на работу в третью смену, выдают талоны на бесплатные обеды. Получить эти талоны у людей, которые все равно ими не пользуются – это задача для первого класса средней школы. Таким образом, стоит нам изменить режим нашей жизни и мы сыты.
Нововведение Олега мы внедрили в этот же день. Есть не хотелось, но мы запихали в себя, сколько влезло, а что не влезло, взяли с собой. Днем мы, превозмогая голод, ничего не ели и к обеденному времени в 3 часа ночи, очень проголодались. Приблизительно через неделю мы втянулись в режим. Талоны мы теперь получали оптом у главного электрика цеха, где мы налаживали его оборудование. Сотрудничество было взаимовыгодным. Мы были сыты, а он всегда мог хоть на полчаса выдернуть нас после обеда для решения каких-нибудь мелких проблем.
Вообще говоря, я отдыхать не умею, но, получив такой бюджет оплачиваемого времени, постепенно стал подниматься в своих мыслях выше, чем «просто посидеть в ресторане». Например, по моему предложению, вся бригада взяла на прокат велосипеды, и мы проехали от Кондопоги до водопада «Кивач» и обратно (всего сорок километров). Еще частью культурной программы был выезд с браконьерами на Онегу. Они набирали молодых людей, чтобы вытягивать сети. Оплачивали труд ценными породами рыб. Ближе к осени мы выходили с браконьерами на охоту на сига с фонарем и острогой. Незабываемое приключение.
Расплачивался за этот удивительный дополнительный отпуск я уже в Москве. Днем я вяло впихивал в себя пищу, но зато ночью просыпался ровно в три часа от нестерпимого чувства голода. Я стоически терпел до утра и не высыпался. Обратное втягивание в московский режим заняло три недели. Знакомый врач сказал мне, что подобные эксперименты с питанием вредно отражаются на молодом организме, но мне все было нипочем.
Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».
Читайте предыдущий рассказ " Электрик. 20. Бегство из города" здесь.
Читайте следующий рассказ "Электрик. 22. В купе поезда" здесь.
С уважением, Лолейт А.Т.
Об авторе баек читайте здесь.