Здравствуйте, дорогой читатель!
О стиле ваби- саби написано много. С японцами всё понятно. Они специально украшают трещины золотом, чтобы старина была виднее. У нас, когда штукатурка почти на каждом доме украшена в стиле ваби- саби понять японскую эстетику проще. Или сложнее?
Всем известно утверждение: для того, чтобы найти, нужно что-то потерять, а для того, чтобы добиться - нужно отпустить. На Западе данное утверждение не работало до последнего времени. Пышные натюрморты, многослойная одежда- изображение- всегда были атрибутами богатства.
На Востоке парадокс богатства заключался в минимализме вещей, возможности не суетиться, сохранять молчание, изредка роняя золото слов.
Ничто не должно отвлекать от красоты момента. Простота возведенная в культ.
То скромное из естественного, на чем задерживается взгляд , не на отвлекаясь на мелочи.
Поэтичность минимализма, чувственность освещения, свобода пространства - залог нужного эффекта.
Смысл появляется, когда в пустоте пространства появляется нечто. Оно несёт загадку.
Это как появление луны из-за тучи в темноте ночи. Раскрытие лепестков цветка на голой ветви сакуры.
Прозрачная голубизна неба с дымкой на Фудзиямой.
Проступающие монотонные очертания деревьев из густого тумана.
Передать слово можно тремя строчками хокку. В крайнем случае, для более болтливых- пятью, танку. Посмотрите, как они красиво ложаться на наши пейзажи.
А как передать это в изобразительному искусстве? Вот и проявляется пейзаж на ширме у Хасэгава Тохаку, как негатив на плёнке. Кажется ещё чуть чуть и станет видна скала на которой расположились деревья...
Способность видеть в простоте красоту- это то, чему стоит поучиться у японцев. Не зря этот стиль становится все более популярен. Скандинавы придумали нечто подобное на свой лад: хюгге. но об этом как нибудь в следующий раз.