Найти тему
Теология из Миасса

Текст, от которого совсем веру потеряешь. Разбор #1

 «Мёртвый Христос в гробу» - картина Ганса Гольбейна, от которой вера может пропасть, а мы поговорим о тексте, который сделает с Вами то же самое
«Мёртвый Христос в гробу» - картина Ганса Гольбейна, от которой вера может пропасть, а мы поговорим о тексте, который сделает с Вами то же самое

В своем посте на фейсбук (прочтите надосуге) монахиня Касссия поделилась своими наблюдениями о церковной жизни, после прочтения которых легко и веру потерять, да и грустно как-то становится. Я, не долго думая, решил написать ответ на некоторые важные тезисы.

Кассия Сенина. Фото из facebook.com/kassia.senina
Кассия Сенина. Фото из facebook.com/kassia.senina

В целом текст очень точный, о церковных настроениях среди некоторой части верующих. По существу, правильно подмечены болячки церкви. Не даром даже запрещенный д. А. Кураев перепостил текст целиком в своем ЖЖ. С ходу и сказать-то нечего. Метко, хлёстко, по шапке...

Но перед самим разбором всё же скажу: на самом деле монахиней бичуется темный двойник церкви (если вдуматься в текст, конечно).

Ну, поехали. Сегодня разберем тезис о брезгливости, как о разумном припятствии к полноценной церковной жизни:

"если помимо ковид-19 всегда существуют вирусы, которыми можно заразить кого-нибудь в церкви и этот кто-то может умереть, то почему мы не причащаемся сейчас, но будем причащаться потом?"

На мой вкус, на этот очень остро поставленный вопрос нет простого ответа. Мне на ум сразу пришла статья в the-viallage.ru о смывах с московских икон, которые провела Дарья Федорова, где есть такие слова: "передо мной мог кто-то поцеловать икону, оставив свой материал, жидкости на стекле, а через пять секунд к ней подошла я, забрав микроскопические частицы себе".

Кажется, уже появляется брезгливость. Но мы - люди - брезгливы к чужеродному. К своему же, к домашнему мы относимся совсем иначе. Мы готовы есть одной ложкой из одной тарелки со своими семейными. Мы целуем попку нашим младенчикам и играем с домашними животными без ежесекундным обеззараживанием. Потому что мы дома! Наши храмы тоже должны были бы быть ДОМОМ для нас, а прихожане - одной большой семьей (где это есть, как мне кажется, и вопроса не стоит о брезгливости), но темный двойник церкви попутал все карты. Храм и приход - далеки от идеала христианской общины. Особенно новички-захожане могут чувстовавть себя некомфортно.

"помню, году этак в 90-91-м, я еще только начала воцерковляться, мне одна подруга сказала, что ее церковные таинства и практики не привлекают по причине брезгливости - причащаться неведомо с кем из одной ложки и целовать вслед за неведомо кем иконы и т.п. я тогда не нашла, что ей ответить, сама постановка вопроса мне показалась дикой. видимо, я была свято уверена, что в церкви ничем заразиться нельзя, ведь все святое )))"

Монахиня Кассия вспоминает девяностые и свою подругу. И тот ступор, что настиг её при вопросе о брезгливости - лишь доказывает, что не было тогда в её церковном кругу тех, кто мог бы разумно ответить на вопросы из церковной практики:

ответов на вопросы не было никогда, просто их не принято задавать. в свое время я задавала много вопросов, но ответы получала или мутные, или в стиле "ответа нет, но ты верь покрепче, ибо-дабы", мы мол должны "доверять Богу". (при чем тут Бог, как-то не очень понятно)) т.е. по сути вся эта (да и любая другая, впрочем) религия превращается в требование верить втонезнаючто, затемнезнаюзачем.

Получается, что проблема не в брезгливости как таковой и не в возможности заразиться, и даже не в covid-19. А в том, что рядом не было человека, который бы сказал: "а не надо стекло и доску целовать, можно поцеловать, например, воздух, а можно и мысленно обратиться к Богу и не обязательно в храме, можно и на природе и везде. Не надо боятся, если "шикнут" на тебя, мол, неправильно ты делаешь, или нет в тебе веры - будь свободна от предрассудков, поставляя человека выше субботы".

О причастии и других Таинствах сейчас намеренно не говорю, оставлю это для следующей части разбора. Но вот эту свободу, которую недодали монахине на заре воцерковления - это беда. Беда церкви. И плоды этого - вот такие вот монашеские мысли:

"я много лет в самом деле думала, что все то, во что нам предлагается верить, имеет под собой солидные основания, исторические, мистические и пр. но теперь вижу, что никаких таких оснований нет, сплошные иллюзии, обман и просто желание верить в нечто, т.к. иначе или неуютно и страшно, или просто обидно, что много лет потратил на всякую дурь"

Неправильно настроенный инструмент не заиграет и через 30 лет.

"вообще, с великим удовольствием наблюдаю сейчас за православными. как они ужом выкручиваются и как все это православие их со свистом обнуляется. а ведь даже не чума и не свиной грипп ))"

Чисто оценочное мнение, которое легко разбивается взглядом на разумных священников и мирян, трезвомыслящих христиан.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАВТРА. Будем разбирать один из следующих тезисов монахини Кассии:

  • Богослужение - как ряженая постановка >> Читать
  • Многословие и неясность богослужебного языка
  • Таинства причастия и исповеди - как манипуляция и психологические эффекты
  • Святоотеческое наследие и евангельские тезисы уводят человека
  • Бери от жизни всё

--------------

Очень рад возобновить работу канала. Я немного отдохнул. Вернулся вдохновленный. Знаю, о чем хочется написать, поэтому буду рад, если подпишитесь на мой канал и поставите "палец к верху"