Гитара - щипковый струнный музыкальный инструмент, который, вероятно, зародился в Испании в начале XVI века, происходит от гитары латины, позднесредневековый инструмент с поясным телом и четырьмя струнами. Ранняя гитара была более узкой и глубокой, чем современная, с менее выраженной талией. Она была тесно связана с вихуэлой, гитарообразным инструментом, который играл в Испании вместо лютни.
Первоначально гитара имела четыре курса струн, три двойных, верхнее блюдо синглов, которые пролегали от скрипичного пегбокса до натяжного моста, приклеенного к резонансной деке, или брюху; таким образом, мост поддерживал прямое натяжение струн. В брюхе было круглое звуковое отверстие, часто украшенное резной деревянной розой. Гитара 16 века была настроена C-F-A-D′, настройка центра четырех блюд лютни и вихуэлы.
С 16 по 19 век произошло несколько изменений в инструменте. До 1600 года было добавлено пять струн, а к концу 18 века - шесть. До 1800 года двойные струнные курсы были заменены на одиночные, настроенные на E-A-D-G-B-E′, которые до сих пор остаются стандартной настройкой.
Примерно в 1600 году скрипичный колпачок был заменен плоской, слегка рефлекторной головкой с задними тюнинговыми колышками; в 19 веке на смену тюнинговым колышкам пришли металлические винты. Ранние завязанные фреты кишечника в 18 веке были заменены на встроенные фреты из слоновой кости или металла. Первоначально гриф был расположен заподлицо с брюшком и заканчивался на нём, а несколько металлических или фрет из слоновой кости были размещены непосредственно на брюхе. В 19 веке гриффинговая доска была поднята чуть выше уровня живота и вытянута поперек до края звукового отверстия.
В 19 веке тело гитары также претерпело изменения, которые привели к увеличению звучания. Она стала шире и мельче, с чрезвычайно тонким саундбордом. Внутри поперечные дуги, усиливающие саундборд, были заменены радиальными дугами, которые раздувались под звуковым отверстием. Горловина, ранее установленная в деревянном блоке, была сформирована в кронштейн, или ботинок, который проецировал небольшое расстояние внутрь корпуса и был приклеен к спине; это давало дополнительную устойчивость к натяжению струн.
Инновации 19-го века были в основном результатом работы Антонио Торреса. В результате получилась классическая гитара, которая нанизана тремя кишками и тремя металлическими шелковыми струнами. Позднее вместо кишечника был использован нейлон или другой пластик.
Среди разновидностей гитары - 12-струнная гитара, а также мексиканская ярана и южноамериканское чарканго. Лирообразные гитары были модными в гостиных 19 века. Другие формы гитары включают в себя металлическую гитару, которая играла с медиатором в народной и популярной музыке; виолончельную гитару, с мостом скрипичного типа и хвостовиком; гавайскую, или стальную, гитару, в которой струны останавливаются давлением металлического прута, создавая сладкий, скользящий тон; и электрическую гитару, в которой звучание и тон инструмента почти полностью зависят от электронного обнаружения и усиления его вибрирующих струн.
Гитарная музыка XVI-XVIII веков была нотариально оформлена либо в табулатуре (показывающей положение пальцев на вольтах и струнах, которые должны были быть выщипаны), либо в системе алфавитных аккордных символов. В джаз-гитарной табулатуре символы аккордов изображены на сетке, изображающей струны и вольвы.
Популярность гитары росла в XVII веке по мере уменьшения лютни и вихуэлы. С XVII по начало XIX века она оставалась любительским инструментом. Однако в Европе стали известны несколько виртуозных гитаристов, среди которых Гаспар Санс (процветал в 1674 году), Роберт де Визе (ок. 1650-1725 гг.), Фернандо Сор (1778-1839 гг.) и Джозеф Каспар Мерц (1806-56 гг.). Современная классическая гитарная техника во многом обязана испанцу Франциско Таррега (1852-1909), чьи транскрипции произведений Баха, Моцарта и других композиторов легли в основу концертного репертуара.
В XX веке Андрес Сеговия придал гитаре еще большую известность как концертирующему инструменту, а такие композиторы, как Хейтор Вилла-Лобос и Мануэль де Фалья, написали для нее серьезные сочинения; другие (например, Пьер Булез) партировали для гитары в камерных ансамблях.
Гитара широко используется в народной и популярной музыке многих стран. В джазовых ансамблях она входит в ритм-секцию и время от времени исполняется как сольный инструмент. В народной музыке гитара обычно усиливается, и в состав ансамблей часто входят более одного инструмента, "свинцовая" гитара для соло, другая для ритма, и "басовая" гитара для игры басовых партий.