Арфа - один из старейших музыкальных инструментов в мире. Самые ранние арфы были созданы из охотничьего лука. На настенных росписях древнеегипетских гробниц, датируемых 3000 г. до н.э., изображен инструмент, близко напоминающий лук охотника, без колонны, которую мы находим на современных арфах.
Угловая арфа пришла в Египет из Азии примерно в 1500 г. до н.э. Она была построена из полой звуковой коробки, соединенной прямой струной под углом. Струны, возможно, из волоса или растительного волокна, были прикреплены к саундбоксу с одного конца и привязаны к струнному руслу с другого конца. Настройка струн производилась путем вращения узлов, которые их удерживали.
В средние века колонна была добавлена для поддержания натяжения дополнительных струн. Использовались более жесткие струнные материалы, такие как медь и латунь, и эти изменения позволили придать инструменту больший объем и более длительный звук. Картины этих арф появляются во многих ранних рукописях, и их формы едва ли отличаются от кельтских арф, которые играют до сих пор.
Так как на ранних арфах не было механических приспособлений для обеспечения игрока различными клавишами, арфисты считали необходимым перестраивать те струны, которые они требовали для каждого произведения. В конце концов, во второй половине семнадцатого века вдоль левой стороны арфы был установлен ряд металлических крючков. Когда игрок вручную поворачивал крючок к отдельной струне, поле струны поднималось на полшага. Современные непедальные арфы сконструированы с использованием значительно усовершенствованных рычагов заточки, установленных для каждой струны, которые при прикосновении обеспечивают очень хорошее качество тональности. Рычаги, как правило, перемещаются левой рукой, и опытные игроки могут добиться высокой скорости очень быстро.
Самое раннее известное изображение каркасной арфы на Британских островах находится на каменном кресте VIII века. Музыка была важной частью жизни древней Ирландии, а арфа была аристократическим инструментом, играла при дворах королей и перед вождями кланов. Арфы должны были своей музыкой вызывать у слушателей три различные эмоции: смех, слезы и сон. С англицизацией ирландского дворянства традиционные арфы стали менестрелями, а уличные музыканты читали стихи и пели народные песни под аккомпанемент своих арф.
Где-то до 1720 г. был разработан механизм, отвечающий растущим требованиям арфистов к инструменту, который был бы способен к более широкому диапазону высоты тона. Семь педалей, встроенных в основание арфы, могли поднимать поле на полшага. Например, если арфа была настроена на Си-бемоль, то нажатие на педаль поднимает Си-струны до Си-естественного уровня. Так появилась арфа единственного действия.
Педали были соединены с металлическими стержнями, которые проходили через передний столб до вершины, где хроматическое действие располагалось внутри изогнутой шеи. Действие натягивало струну на лад с помощью регулируемого крючка или крючкового механизма, который при включении укорачивал длину струны и поднимал тон на полшага. При настройке в клавише E-flat инструмент можно было играть в восьми основных клавишах и пяти минорных клавишах.
Арфа единственного действия достигла большой популярности на протяжении всей остальной части XVIII века, о чем свидетельствовала при дворе Франции Мария-Антуанетта; пожалуй, самый известный игрок этого инструмента. Арфы этого периода были великолепно украшены рельефной резьбой, богато позолочены и расписывались вручную. Помимо того, что они являлись музыкальными инструментами, они, несомненно, ценились как предмет искусства, когда выставлялись в золоченых салонах эпохи.
По мере развития музыки необходимо было, чтобы арфа, чтобы сохранить свою популярность, двигалась в ногу со временем. Вместо того, чтобы ограничиваться только восемью мажорными и пятью минорными клавишами, арфе стало жизненно важно иметь возможность играть во всех клавишах. В 1810 году Себастьян Эрард получил патент на арфу двойного действия.
Эрард перепроектировал механизм одностороннего действия, заменив вязальные звенья на два вращающихся зубчатых диска. Струны, каждая из которых теперь оснащена двумя дисками, смогли производить плоскую, естественную и острую в зависимости от положения соответствующей педали, позволяя арфистке играть в каждой клавише.
Это гениальное изобретение произвело революцию в музыке и используется по сей день. С тех пор арфа продолжает развиваться, и за последние два столетия она претерпела множество значительных усовершенствований. В конце 1800-х годов в Лионе и Хили, чикагская компания, которая строит арфы и по сей день, начала строить арфы в Америке с сильно укрепленными рамами и многими важными усовершенствованиями механизма двойного действия Эрарда.
В связи с продолжающейся популярностью арфы в XX веке на сцену вышли многие другие арфостроители, каждый из которых привнес свои усовершенствования и изобретения, без которых этот инструмент не смог бы удержать свои позиции в современном обществе. В Америке, кроме Лиона и Хили, к числу других производителей педальных арф относятся Вурлицер, Венера и Свонсон. Некоторые другие производители в Европе включают Salvi, Camac, Horngacher, David и Thurau, а также Aoyama в Японии.
XXI век обещает сохранить популярность арфы, о чем свидетельствуют многочисленные фестивали, съезды, общества, арфостроители, музыка, выступления и карьерные возможности, доступные арфистам.
От средневековья до модерна, от классики до джаза, от акустики до электроники. Арфа - это инструмент, укоренившийся в традициях, но в то же время открытый для изменений, и для многих это больше, чем просто инструмент - это призвание.