Вы можете поблагодарить сумасшедшего баварского короля за вступительные титры к каждому фильму Диснея.
Перед тем, как построить Диснейленд, Уолт Дисней и его жена Лилиан совершили турне по Европе, включая остановку в великолепном замке Нойшванштайн в Баварских Альпах Германии. Дисней был настолько впечатлен небоскребами и башнями постройки в романском стиле, что использовал его в качестве модели для "Замка спящей красавицы", центрального элемента Диснейленда, а теперь и вездесущего логотипа Walt Disney Pictures.
Но если бы Дисней знал реальную историю Нойшванштайна и его "сказочного короля" - эксцентричного оперного фаната, которого перед смертью при таинственных обстоятельствах объявили сумасшедшим, - он, возможно, выбрал бы другой замок.
Замок Нойшванштайн является одним из самых посещаемых туристических мест в Европе и принимает более 6000 посетителей в насыщенный летний день. Но человек, который мечтал о фантастическом замке, никогда не предполагал, что он будет доступен для посетителей. Он начался как любовное письмо немецкого композитора Рихарда Вагнера и превратился в убежище для короля-затворника, который медленно терял контроль над реальностью.
Фантастическое королевство
Король Людвиг II никогда не вписывался в образ стоического монарха. Родившийся в 1845 году, он вырос в великолепном стиле в замке Хоэншвангау своего отца Максимилиана II, где молодой король с удовольствием наряжался и получал удовольствие от театральной игры. С раннего детства Людвиг обладал яркой фантазией и талантом к драматизму.
Хоэншвангау, построенный в 1832 году в готическом стиле, был украшен картинами, почерпнутыми из средневековых немецких легенд и поэзии, а молодой Людвиг особенно отождествлял себя с Лоэнгрином, легендарным рыцарем Священного Грааля, который путешествовал на лодке, запряженной лебедями.
Когда Максимиллиан II внезапно умер в 1864 году, Людвиг был приведен к власти всего в 18 лет. Не будучи готовым к какому-либо серьезному политическому руководству, одним из первых шагов Людвига как короля было приглашение своего музыкального кумира Вагнера приехать в Мюнхен на оперный фестиваль. Вагнер также был одержим немецкими средневековыми легендами и даже написал оперную версию истории Лоэнгрина в 1850 году.
Вагнер, находившийся в тяжелом финансовом положении, с нетерпением принял приглашение Людвига, и молодой король стал одним из главных покровителей композитора. Когда они встретились, Вагнер не знал, что делать с загадочным Людвигом.
Вагнер не мог этого предсказать, но всего два года спустя, в 1866 году, Бавария и Австрия потерпели унизительное поражение от Пруссии в Семинедельной войне, и Людвиг был лишен всякой реальной власти. Именно тогда, считают историки, Людвиг решил отступить в фантастическое королевство в Альпах, посвященное Вагнеру, альтернативную реальность, в которой он мог бы разыграть свои оперные мечты, полные христианских рыцарей и волшебных лебедей.
Чтобы воплотить свое видение в жизнь, Людвиг обратился к мюнхенскому театральному декоратору и художнику сцены Кристиану Джэнку с просьбой сделать несколько достаточно драматичных рисунков "Новой Хоэншвангау", как Людвиг называл ее. Это должен был быть идеализированный вариант средневекового замка, вдохновленный посещением законно средневекового Вартбургского дворца, но задуманный до XI.
Людвиг хотел 200 благоустроенных комнат, пещерный "Зал певцов" для оперных представлений, богато украшенные стенами сады и даже "рыцарскую баню", похожую на ритуальные ванны, которыми пользовались рыцари Святого Грааля. Но вместо того, чтобы претендовать на абсолютную эффективность, замок должен был включать в себя новейшие технологические удобства, в том числе электрическое освещение, смывные туалеты, центральное отопление и электрическую систему оповещения для вызова слуг.
Первый камень замка мечты Людвига был заложен в 1869 году. Он написал Вагнеру, что надеется переехать в него через три года, но строительство еще продолжалось, когда Людвиг, наконец, через 15 лет переехал на первый законченный участок. К этому моменту масштабы замка значительно сократились, и проект приобрел ярко выраженный кишиневский оттенок.
Был ли король Людвиг действительно сумасшедшим?
Людвиг, глубоко набожный христианин, все больше и больше отождествлял себя с артюрским героем Парцифалем, еще одним рыцарем в поисках Святого Грааля. В замке пространство, изначально задуманное как комната для приема гостей, было превращено в высококупольный Тронный зал без трона. Вместо этого его позолоченные стены и фрески служили бы "Залом Святого Грааля".
Людвиг становился все более замкнутым. Днем он спал, а ночью бродил по замку. Он нанимал музыкантов и актеров для частных концертов и опер. А во время снежной зимы в Баварии он выезжал на ночные катания на санях в изысканных, сделанных на заказ санях, иногда в средневековых костюмах.
К 1885 году все еще недостроенный замок сильно превысил бюджет, и Людвиг испытал терпение своих иностранных кредиторов. Когда он не мог вернуть свои долги, иностранные банки конфисковали имущество и угрожали банкротством Баварского государства. Министры Людвига, в основном для защиты государственного имущества, обвинили короля в безумии и сместили его с престола.
Людвиг явно демонстрировал некоторые грани безумия, и его одержимость постройкой своего Нового Хоэншвангау - плюс четыре других роскошных личных дворца и дома - была всепоглощающей. Был ли он действительно сумасшедшим или нет, все еще обсуждается.
Конечная судьба Людвига также окутана тайной. Через несколько дней после того, как назначенный государством психиатр признал Людвига сумасшедшим и запер его в унылом замке, он был найден мертвым, по-видимому, утонувшим в воде по пояс. Смерть Людвига в возрасте всего 40 лет была бы признана самоубийством, если бы не одна ужасная деталь - его психиатр плавал мертвым рядом с ним. Никто точно не знает, что произошло.
После смерти Людвига замок был переименован в Нойшванштайн (по-немецки "Новый лебединый камень") как дань уважения трагической и эксцентричной фигуре, известной как "сказочный король". По иронии судьбы, замок, открытый для публики всего через семь недель после смерти Людвига в 1886 году, многократно окупил себя благодаря 1,4 миллионам туристов, которые посещают его каждый год.