В модной индустрии достаточно легенд, которые с течением времени обрастают разными подробностями. У этой истории несколько вариантов. Одна из них - почти официальная, связанная с ювелирным домом Van Cleef&Arpels и непосредственно с Шарлем Арпельсом, братом Эстель Арпельс и племянником Соломона Арпельса. Талантливый , предприимчивый, целеустремленный и честолюбивый молодой человек не хотел быть всю жизнь в тени своего успешного дяди, взял типичное французское имя Шарль, что позволило ему быстро влиться в светский бомонд и, кроме всего прочего, слегка затушевать национальные особенности своего прохождения. Именно Шарль считается изобретателем минодьеров, что в переводе с французского означает "кокетка", "жеманница". Минодьер представляет собой небольшую по размерам сумочку с жёстким каркасом с весьма разным функционалом. Каким именно? Разберём чуть позже.
Идея создания этого предмета связана с Флоренс Гулд, супругой известного американского миллионера финансиста Фрэнка Джея Гулда. Флоренс, американка по происхождению, уроженка Сан-Франциско, вышла за муж за нью-йорского финансиста Фрэнка Джея Гулда в 1923 году, и, практически, сразу пара переехала в Европу. Чета поселилась на Французской Ривьере в Жуан-ле-Пен. Деятельный Гулд вкладывал свои капиталы в строительство отелей, казино и кабаре, его подход к делу был инновационен и смел, а Флоренс обустраивала дом. Вилла Гулдов стала местом встречи представителей высшего общества, политических деятелей, художников и писателей. Частенько на званых обедах встречались Чарли Чаплин, Элизабет Тейлор, Пол Гетти, Нельсон Рокфеллер и Джозеф Кеннеди, Жан Кокто Жан Дюбюффе, Сальвадор Дали etc. Не только гости, но и сама Флоренс Гулд была натурой яркой, эпатажной, той самой, которая вводила новые законы и правила. Страсть к роскоши и любовь к украшениям были вечными спутниками Флоренс, и перед ней распахивались двери и Модного дома Жанны Пакен, и Van Cleef&Arpels. По официальной версии, однажды Шарль Арпелс увидел как Флоренс складывает дамские штучки (зажигалку и пудреницу) в "белую металлическую жестянку Lucky Strike". Вполне возможно, если бы не цвет! До 1942 года основной фирменный цвет пачки сигарет Lucky Strike был зелёный, и только во время Второй Мировой колорит изменен на привычный белый. Вполне возможно, что подобная привязка к конкретному бренду была просто удачным ходом, да и курение было символом свободной раскрепощённой женщины. Вероятно, что это была просто крупная коробка, которая могла вместить необходимые в повседневности предметы. И подвернувшийся образец мог быть любой. Что именно предлагал Шарль Арпельс и были ли аналоги?
Аналогам французским минодьерам можно считать британские Vanity Case. В коллекциях крупных музеев примеров предостаточно и атрибутируются они не только 1930-ми, но значительно раньше! И минодьеры, и vanity case по размерам миниатюрны, имеют жесткую форму, иногда бывают составными, как этот вариант со отдельной съёмной восьмиугольной пудреницей, серебряным футляром для помады. Основная часть - прямоугольный корпус из серебра, обтянутый муаром (плотной шёлковой ткани с переливами разных цветовых оттенков). Комплект соединен воедино за счет шёлкового шнура и украшен шёлковыми костями. если искать аналоги таким конструкциям - то это, безусловно, шатленки.
Шарль Арпельс предложил разместить большее количество предметов в единой жёсткой конструкции, наподобие популярных с XVII века несессеров, которые использовались для хранения необходимых для шитья и рукоделия предметов. При этом минодьер, с одной стороны, выполнял функцию ювелирного украшения, поэтому корпус выполнялся из благородных металлов - серебра, серебра с золочением или золота, и инкрустировался драгоценными камнями, с другой стороны, минодьер был удобно обустроен внутри и учитывал потребности дамы, которая и определяла перечень содержимого. Надо ли говорить, что такие экземпляры были уникальными?!
Во многих моделях были стандартные отделения для пудры и для румян, при этом пуховка могла иметь собственный отсек или размещаться вместе с пудрой. Обязательный атрибут женщины 1920-1930-х - яркая помада, поэтому было предусмотрено отделение для съёмного футляра. Плоская расчёска из рога или панциря черепахи места занимала немного, тем не менее были разные варианты расположения этого предмета туалета.
Особенным шиком была интеграция с миниатюрными часами, которые встраивались в боковую панель. правую, или левую, зависело от дамы. По разным описаниям, в состав минодьера мог входить крохотный флакончик духов, таблетница или шёлковый платочек.
В нью-йорском Музее Купера Хьюитта хранятся великолепные образцы, но один из них - особенный, выполненный в 1926 году мастерской Strauss, Allard & Meyer для Van Cleef &Arpels. Он украшен аметистами и лазуритом, рубинами и бриллиантами, с включением жадеита и горячей эмали, центральная часть покрыта янтарной пластинкой, под которой уложена кожа самой настоящей змеи. Красота - опасна?!