О неоднозначности. Гарри Поттер и Драко Малфой. То, с чего всё началось. Первая встреча. Часть 3
Прошлая статья закончилась встречей в поезде - когда Драко Малфой предложил дружбу, а Гарри Поттер её отверг. С этого момента они становятся врагами. И Малфой сразу честно предупреждает его:
Драко Малфой не покраснел, но на его бледных щеках появились розовые пятна.
— На твоём месте я был бы поосторожнее, Поттер, — медленно произнёс он. — Если ты не будешь повежливее, то закончишь, как твои родители. Они, как и ты, не знали, что для них хорошо, а что плохо. Если ты будешь общаться с отребьем вроде Уизли и этого Хагрида, тебе же будет хуже.
…Гарри и Рон одновременно поднялись со своих мест. Лицо Рона стало таким же медно-красным, как и его волосы…
— О, вы собираетесь с нами драться, не так ли? — презрительно выдавил из себя Малфой.
Как мы уже говорили, со стороны Малфоя было ошибкой отзываться о родителях Гарри таким образом, однако он делает это не случайно, зная, что упоминание о них причинит Гарри боль - так же, как и Гарри причинил боль ему. Месть? Ответ на вызов?
Он знает также, что драки не будет - ведь Гарри ничего не знает о магии, а Крэбб и Гойл физически сильнее Рона и Гарри, так что не вмешайся сюда крыса... Те, кто смотрел фильм, помнят, что крыса эта не простая, а анимаг, те же, кто ещё не видел этого фильма или не читал всех книг, удивятся: слишком уж умная она для мелкого грызуна... И здесь нам открывается ещё одна черта характера Малфоя:
На руке Гойла повисла Короста, впившаяся ему в палец маленькими, острыми зубами. Крэбб и Малфой попятились назад, а Гойл размахивал рукой, пытаясь стряхнуть крысу и завывая от боли. И как только Короста наконец разжала зубы и отлетела в сторону, ударившись о закрытое окно, все трое молниеносно испарились. Наверное, они подумали, что в купе прячется ещё множество крыс, а может, они услышали шаги, потому что через секунду в купе заглянула Гермиона Грэйнджер.
Нет, я не о трусости - нет ничего странного в том, что дети испугались крысы, так как вряд ли они сталкивались с ними подобно Гарри, который в чулане в течение нескольких лет. Я имею в виду брезгливость.
Кстати, Гарри тоже понимает, что драка ой как невыгодна им сейчас:
— Да, если ты немедленно отсюда не уберёшься, — храбро заявил Гарри, хотя, если честно, голос его был куда смелее, чем он сам. Всё-таки Крэбб и Гойл были намного крупнее, чем они с Роном.
Он осознает численное и физическое превосходство, хотя, я полагаю, Малфой вряд ли стал бы драться сам, предоставив это своим "телохранителям" - Крэббу и Гойлу. Ибо "не по статусу". Кроме того, на фоне Крэбба и Гойла он выглядит... хрупким. Со временем эта хрупкость превратится в изящество, присущее юному аристократу, но пока они все ещё дети и в них есть некая детская незавершённость, мягкость...
Когда вызвали Малфоя, он вышел из шеренги с ужасно важным видом, и его мечта осуществилась в мгновение ока — Шляпа, едва коснувшись его головы, тут же заорала:
— СЛИЗЕРИН!
Малфой присоединился к своим друзьям Крэббу и Гойлу, ранее отобранным на тот же факультет, и выглядел необычайно довольным собой.
Боялся ли он, что попадёт не на тот факультет? Конечно, и он даже рассказывал об этом Гарри в первую их встречу, в глубине души не переставая надеяться. Он мечтает учиться на Слизерине, как и его отец. Он горд собой, потому что смог пройти испытание, позволившее ему туда поступить - значит, он обладает необходимыми качествами, значит, его семья может им гордиться! А для Драко мнение семьи - отца, прежде всего, - имеет большое значение. Он осознаёт, что должен оправдать возложенные на него надежды. И мальчик счастлив, когда это удаётся ему первый раз!
Интересно, что думает о разных факультетах во время распределения Гарри. Сложно, по-моему, не согласиться, что у него... несколько предвзятое отношение к Слизерину, потому что Хагрид сказал ему, что именно там учился Вы-Знаете-Кто.
Возможно, дело было в игре воображения, но после того, что Гарри услышал о Слизерине, все, кто попадал туда и кто сидел за их столом, казались ему неприятными личностями.
Вот ещё одна причина неприязни ребят друг к другу: соревнование между факультетами. Кстати говоря, Распределяющая Шляпа хотела определить Гарри на Слизерин - случайно ли? Кто знает, не попроси её Гарри не делать этого, они, учась вместе на одном факультете, могли бы постепенно подружиться... Но Гарри не хочет быть хоть в чём-то похожим на Тёмного Лорда, и он просит: "Только не Слизерин!"
Гарри сделал шаг вперёд, и по всему залу вспыхнули огоньки удивления, сопровождаемые громким шёпотом.
— Она сказала Поттер?
— Тот самый Гарри Поттер?
Не успели дети приехать в школу, не успели ещё распределить учеников по факультетам, как Гарри вмиг приобретает популярность. Как и предсказывала Минерва МакГонагалл, все дети знают его историю, он - знаменитость, но... Именно эта знаменитость ещё не раз сослужит ему плохую службу. Почти уверена в том, что не только Драко Малфой, но и другие ребята хотя бы раз задавали себе вопрос "Почему он?" Почему не я, не кто-нибудь ещё? С чего бы это вдруг? Что он сделал?
Гарри посмотрел в сторону стола Слизерин и увидел жуткого вида привидение с выпученными пустыми глазами, вытянутым костлявым лицом, и в одеждах, запачканных серебряной кровью. Барон сидел рядом с Малфоем, который, как с радостью отметил Гарри, был вовсе не в восторге от такого общества.
Представьте себя на месте Драко. Думаю, что мало кому понравился бы такой сосед... Мы уже отмечали, что для Драко характерна такая черта, как брезгливость. Поэтому он "не в восторге" - ему противно подобное общество, однако он вынужден терпеть, и его терпению можно только позавидовать.
А вот Гарри радуется. Но это нехорошая радость. Злорадство - не самое лучшее качество. Да, я помню, что они дети, и что errare humanum est, поэтому не возьмусь судить его, оставив каждому из вас ответить на вопрос "неужели они успели так сильно возненавидеть друг друга за столь короткое время?"
Я говорю "они", прежде всего имея в виду Гарри Поттера, так как о Драко Малфое - вернее о его к Гарри отношении в этот момент и вообще на пиру ничего не говорится, и мы можем лишь предполагать.
До приезда в Хогвартс Гарри и не представлял, что может ненавидеть кого-нибудь сильнее, чем Дадли. Но это было до того, как он встретил Драко Малфоя. Правда, в первую неделю в школе они практически не сталкивались — единственными совместными занятиями были уроки профессора Снегга.
Итак, Гарри не чужда ненависть, как не чужда каждому человеку, хоть раз сталкивавшемуся с проявлением жестокости, насилия, грубости. И в случае с Дадли эта ненависть представляется обоснованной - ведь он издевался, мучил его всё то время, что Гарри жил у них. И там он был невинной жертвой - жертвой обстоятельств, а здесь?..
А в Хогвартсе Гарри Поттер уже не жертва обстоятельств, он - мальчик-который-выжил, его узнают, о нём шепчутся, с ним хотят дружить, иными словами, он оказывается в центре внимания. Сначала его это тяготит, потом даже начинает нравиться - не сразу, а по мере того, как он привыкает к славе.
Но ничто, увы, не может заменить семью.
С пятницы Гарри не получил ни одного письма — что, разумеется, не преминул отметить Малфой. Сова Малфоя — точнее, в отличие от других, у него был филин, ведь Малфой любил подчёркивать свою оригинальность — постоянно приносила ему из дома посылки со сладостями, которые он торжественно вскрывал за столом, угощая своих друзей.
Как и практически любой ребёнок, он одновременно и хвастается ("смотрите, что у меня!"), и делится - вспомним, как Гарри тоже делился с Роном. Отсутствие жадности - по крайней мере, в первой книге - положительная черта у обоих мальчиков.
А далее происходит любопытный случай, который претерпевает сильные изменения в фильме - к большому сожалению, так как он показывает отношение Драко к старшим.
Он попытался вспомнить, о чём именно он забыл, когда Драко Малфой, проходивший мимо, выхватил шар у него из рук.
Гарри и Рон одновременно вскочили на ноги. Не то чтобы им так уж хотелось драться — всё же совсем неподалёку были друзья Малфоя, превосходившие Гарри и Рона по габаритам, — но и отступать было нельзя. Но тут между ними встала профессор МакГонагалл, у которой нюх на всякого рода неприятности был острее, чем у любого преподавателя Хогвартса.
— Что происходит? — строго спросила она.
— Малфой отнял у меня напоминалку, профессор, — объяснил Невилл.
Малфой помрачнел и уронил напоминалку на стол перед Невиллом.
— Я просто хотел посмотреть, профессор, — невинным голосом произнёс он и пошёл прочь, боязливо ссутулившись. Казалось, он пытается уменьшиться и тем самым избежать возможного гнева профессора МакГонагалл, которая его просто не заметит.
Если бы не профессор МакГонагалл, скорее всего, произошла бы ссора, а то и драка. У Невилла, как и у Гарри, тоже погибли родители, и воспитывала его бабушка-волшебница. Друзья ему сочувствуют и хотят защитить, однако они всё же побаиваются: ситуация не в их пользу. Но они - дети, и страх перед тем, что сильнее, понятен, никто не осуждает их.
Что касается Драко... то у него, как становится ясно, есть две "крайности": или друг, или враг. Гарри Поттер не захотел принять предложенной дружбы? Что ж, его право, как говорится, хотя Малфой чувствует себя задетым. Он хочет, чтобы Гарри "понял ошибку", но выбирает не лучший способ показать себя. Драко относится к Невиллу примерно так же, как и к Рону, но теперь всё ещё усугубляется тем, что они - друзья Гарри, а значит, его противники. Здесь, увы, нам почти неизвестно, как и с кем он общался до Хогвартса, и мы можем только предполагать, но хочу заметить, что я не пытаюсь оправдать Малфоя в этом случае, лишь анализирую его поведение. Они ещё не умеют дружить.
Прочитав эту сцену, я задумалась: если Малфой-младший - "избалованный" ребёнок из богатой семьи, почему же он так боится взрослых, боится наказания?
Вероятно, потому, что его всё же наказывали за какие-то шалости. Или ему случалось попасть под руку отцу, когда тот был в гневе. Создаётся ощущение, что он боится гнева профессора, что она ударит его или воздействует каким-то заклинанием... Срабатывает защитная реакция. Испуганный появлением преподавателя, Драко возвращает напоминалку Невилу. Теперь он просто напуганный мальчик, боящийся взрослого. Слишком нетипично? Прежде не было случая показать другую его сторону. И очень жаль, что этой сцены нет в фильме...
В предыдущей статье мы подробно разбирали диалог в магазине мадам Малкин. Там Драко говорит, что не понимает, по каким причинам первокурсникам нельзя иметь собственных гоночных мётел, а также спрашивает Гарри, умеет ли он играть в квиддич и рассказывает, что очень хочет попасть в сборную факультета.
Малфой действительно чересчур много говорил о полётах. Он во всеуслышание сожалел о том, что первокурсников не берут в сборные факультетов, и рассказывал длинные хвастливые истории о том, где и как он летал на самых разных мётлах. Истории обычно заканчивались тем, что Малфой с невероятной ловкостью и в самый последний момент умудрялся ускользнуть от магловских вертолётов.
Значит, Драко хвастается, придумывает истории - большей частью неправдоподобные. Для чего? Чтобы привлечь к себе внимание. И не только он так делает - хвастовство с целью привлечения внимания в принципе свойственно подросткам (вспомним себя в школе):
Впрочем, Малфой был не единственным, кто рассуждал на эту тему, — послушать Симуса Финнигана, так тот всё своё детство провёл на метле.
Начинаются уроки полётов на метле - теперь слизеринцы и гриффиндорцы будут видеться чаще. Заодно способ проверить, кто действительно умеет, а кто всего лишь хвастун.
Гарри и Рон были счастливы, когда мадам Трюк резко сообщила Малфою, что он неправильно держит метлу.
— Но я летаю не первый год! — горячо возразил Малфой. В его голосе была обида.
Тогда мадам Трюк громко и чётко объяснила ему, что это всего лишь означает, что он неправильно летал все эти годы. Малфой выслушал её молча, наверное, поняв, что если продолжить дискуссию, то может выясниться, что он вовсе не такой специалист, каким хотел казаться.
Эта ситуация напомнила мне практику в школе, где были ученики, которым казалось, что они знают всё лучше всех, а на поверку далеко не всегда могли ответить на простые вопросы. Часто такие ученики начинают спорить, что-то доказывать, однако, к чести Малфоя надо заметить, что он уважительно относится к преподавателям. И не возражает, а молча и спокойно выслушивает, не пытаясь "качать права" типа "да меня вы знаете кто учил!.. да я!..", а ведь очень часто дети-"мажоры" или просто "умники" именно так и поступают.
Да, и он в самом деле умеет летать:
— Дай сюда! — заорал Гарри, но Малфой вскочил на метлу и взмыл в воздух. Похоже, он не врал насчёт того, что действительно умеет летать, и сейчас он легко парил над верхушкой росшего около площадки раскидистого дуба.
Стоит признать, что если его истории и были хвастливыми, некоторая доля правды в них всё-таки была, кроме того, необходимо отметить, что у него так и нет собственной гоночной метлы, т.к. по правилам первокурсникам запрещено их иметь. А ведь он хотел уговорить отца: что, не получилось? Нет, отец показал ему пример, как надо следовать правилам, и Драко это усвоил.
Правда, Драко не ожидал, что Гарри сумеет догнать его: ведь тот не учился летать...
Гарри резко развернул метлу, оказавшись лицом к лицу с Малфоем. Вид у того был изумлённый.
— Дай сюда! — крикнул ему Гарри. — Или я собью тебя с метлы!
— Да ну? — издевательски переспросил Малфой, однако, несмотря на тон, на лице его появилась озабоченность.
Никто из них не готов уступить: сдаться на глазах у всего факультета - двух факультетов?! Малфой понимает, что Гарри Поттер говорит не просто так, но пути назад у него нет, он сам отрезал его себе, бросив вызов Поттеру.
— Что, Малфой, заскучал? — громко крикнул Гарри. — Ты сейчас один, Крэбба и Гойла рядом нет, и никто тебе не поможет.
Драко и сам прекрасно это понимает. Не принять ответный вызов Гарри он не может. И решает - если проигрывать, то с наименьшими потерями. Может, получится даже выиграть - кто знает, может Поттеру и не удастся... И он бросает напоминалку Невила, даже не предполагая, к какому результату это приведёт.
А приводит это к тому, что Гарри на первом курсе становится ловцом сборной Гриффиндора. Нет худа без добра, так говорит пословица? То есть если бы Малфой не задумал бы подшутить над Невилом, то и Гарри не стал бы ловцом - или же на втором курсе. Но если это "нечаянная помощь", то однажды он действительно поможет Гарри Поттеру и его друзьям, - правда, произойдёт это уже в следующих книгах.
Этот случай стал первым в череде подобных ему, каких будет ещё немало за то время, что оба учатся в Хогвартсе. По разным причинам они не смогли стать друзьями на первом курсе, их противостояние будет долгим, таким же, как некогда у отца Гарри Поттера и профессора Снегга, только дети поменялись ролями.