Всем здравствуйте. Осмелюсь предложить одну простую конструкцию зарядного устройства для свинцово-кислотных аккумуляторов для легковых автомобилей и мотоциклов с использованием стабилизатора напряжения серии LM317T. Очень хорошие характерные свойства этого стабилизатора предопределяют его для аналогичных конструкций. Выходной ток стабилизатора LM317T, который составляет всего лишь максимум 1,2 А, усиливается дополнительным силовым транзистором до нужного значения, а это около 5А.
Схема зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторов 12В с током до 5,3А показана на рисунке.
Переменное напряжение 16В / 6А от вторичной обмотки сетевого трансформатора подается на клеммную колодку U1 на силовой мостовой выпрямитель, который собран на диодах D1-D4. Выпрямленное значение напряжения сглаживается парой электролитических конденсаторов С1 и С2. Радиочастотная составляющая помех выпрямленного напряжения подавляются керамическим конденсатором С3.
При подключении разряженной батареи к зарядному устройству, в нее течет большой начальный ток, который постепенно уменьшается во время зарядки. Максимальный выходной ток зарядного устройства ограничен резистором R4 примерно до 5,3 А.
Поскольку стабилизатор напряжения LM317T (IO1) способен обеспечивать ток только 1,2 А благодаря своей внутренней структуре, он дополняется силовым транзистором T2, который имеет достаточный запас мощности для обеспечения требуемого выходного тока. Рабочая точка силового транзистора T2 устанавливается резистором R3.
Резисторы R5 и R6 представляют делитель напряжения, который определяет выходное напряжение стабилизатора IO1. Потенциометр R6 устанавливает выходное напряжение равным 14,4В. Выходное напряжение должно быть максимально точно настроено с использованием цифрового мультиметра. Печатная плата зарядного устройства представлена на рисунке.
Защитные диоды D7 и D8 и конденсаторы C5 и C6 защищают цепь IO1 от скачков напряжения и возможных коротких замыканий на выходных клеммах зарядного устройства в соответствии с техническими рекомендациями производителя. Диод D6 вместе с предохранителем F1 защищает зарядное устройство, когда батарея подключена наоборот (полярность обратная). Когда полярность меняется, через диод протекает большой ток, при котором перегорает предохранителем.
При свечении индикаторный желтый светодиод D5 указывает, что аккумулятор заряжается с максимальным током. Он включается транзистором T1, который закрывается, когда на резисторе R1 выделяется напряжение больше 0,8 В при прохождении зарядного тока. При зарядном токе менее 1,2 А светодиод D5 гаснет. Зарядное устройство включается клавишным выключателем со встроенной подсветкой зеленым светодиодом, который показывает состояние включения.
Важное значение имеет хороший отвод тепла от транзистора T1 и стабилизатора напряжения IO1. Их необходимо установить через изолированные прокладки на достаточно большом радиаторе возможно и поменьше, но только применить воздушное охлаждение. Конечно, можно было бы добавить к этому простому зарядному устройству как говорится разнообразных плюшек, но упор был сделан на простоту конструкции при сохранении ее функциональности и надежности. Всем спасибо за внимание, хотелось бы добавить зарядное устройство простейшее и разного рода комментарии о несостоятельности не принимаются. Как говорится она, выполняет свои функции даже очень хорошо.