Найти в Дзене
Такая История

История фрик-шоу, как зародилось необыное развлечение?

Мы часто видим в фильмах, как раньше на потехе публики выступали необычные люди. Но существовали ли такие шоу?Давайте разберемся.
Во многих отношениях шоу уродов было явно викторианским учреждением, которое процветало с 1840-х до 1914 года. Историк Джон Вулф развеивает мифы о викторианском шоу уродов, где карлики, бородатые дамы и другие находили славу перед восторженными толпами. 23 марта 1844 года шестилетний карлик вошел в Букингемский дворец. Его звали Чарльз Стрэттон, он же генерал мальчик с пальчик, и ростом он был 25 дюймов. Он был одет в придворный костюм, и треуголка обрамляла его светлые волосы и розовые щеки. Над ним, на высоте 6 футов 2 дюйма, возвышался ‘Величайший шоумен", ПТ Барнум.
У этой пары была аудиенция с королевой Викторией и ее свитой королевских гостей, которые были очарованы тем, как Том исполнял пародии, трюки и подражания в течение более чем часа. Виктория была в истерике, когда том достал маленький церемониальный меч и начал сражаться с ее спаниелем. Позж
Оглавление

Мы часто видим в фильмах, как раньше на потехе публики выступали необычные люди. Но существовали ли такие шоу?Давайте разберемся.
Во многих отношениях шоу уродов было явно викторианским учреждением, которое процветало с 1840-х до 1914 года.

Историк Джон Вулф развеивает мифы о викторианском шоу уродов, где карлики, бородатые дамы и другие находили славу перед восторженными толпами.

23 марта 1844 года шестилетний карлик вошел в Букингемский дворец. Его звали Чарльз Стрэттон, он же генерал мальчик с пальчик, и ростом он был 25 дюймов. Он был одет в придворный костюм, и треуголка обрамляла его светлые волосы и розовые щеки. Над ним, на высоте 6 футов 2 дюйма, возвышался ‘Величайший шоумен", ПТ Барнум.

У этой пары была аудиенция с королевой Викторией и ее свитой королевских гостей, которые были очарованы тем, как Том исполнял пародии, трюки и подражания в течение более чем часа. Виктория была в истерике, когда том достал маленький церемониальный меч и начал сражаться с ее спаниелем. Позже в тот же день Королева записала в своем дневнике, что Том был “самым большим любопытством, которое я или вообще кто-либо когда-либо видел”. Сама того не сознавая, Виктория дала шоу уродов свою королевскую печать одобрения. Вот-вот должна была произойти революция в сфере развлечений.

Во многих отношениях шоу уродов было явно викторианским учреждением. Определяемое как коммерческая форма развлечения, которая продавала физиологические различия для развлечения и прибыли, шоу уродов процветало с 1840-х годов до 1914 года. Во времена, когда викторианцы были одержимы этой идеей. с помощью таксономии и классификации так называемые уроды нарушили эти границы. "Гермафродиты" были как самцами, так и самками. Сросшиеся близнецы (тогда более известные как сиамские близнецы) размывали границы личности. Однако викторианцы были влюблены в "уродца" - термин, ставший синонимом физического различия в конце 1840-х годов.

Шоу уродов были встроены в более широкую индустрию развлечений, которая развивалась одновременно с модернизацией, индустриализацией и урбанизацией. Растущий средний класс, введение субботнего полупраздника и распространение коммерческого досуга-все это подстегнуло рост уродливой индустрии, процветавшей по обе стороны Атлантики.

Новые железные дороги, пароходы и распространение дешевой печати сделали шоу уродов международным. Действия со всего мира, и все чаще из колонизированных районов, пересекали Атлантику, принося необычное зрителям, которые были шокированы, развлекались, возбуждались и наполнялись удивлением.


Шоу уродов было архетипическим выражением массовой культуры, которым наслаждались все - от королевы Виктории до простых мужчин, женщин и детей. В некоторых шоу были отдельные комнаты "только для дам", другие были предназначены для всей семьи. Некоторые оценивали входную плату по скользящей шкале: "сниженные цены предназначены для того, чтобы рабочие классы могли наслаждаться угощением”, - утверждал один из рекламодателей. Шоу уродов было объявлено развлекательным и познавательным, предлагая возможность узнать о тайнах тела и "реальности" людей из других стран. Поэтому неудивительно, что люди медицины и науки, наряду с этнологами и антропологами, стекались на шоу: попурри из необычного подавался как респектабельный, театральный, щекочущий и эффектный.

Важно отметить, что шоу уродов никогда не было маргинальным делом, но центральной частью викторианского общества, связанной с более широкими дискурсами, касающимися расы, пола, пола, класса, науки, медицины и инвалидности.

Древние корни шоу уродов

История шоу уродов выходит за рамки Викторианской эпохи. Наскальные рисунки из каменного века документируют "чудовищные" рождения. Древние египтяне превращали карликов и в богов, и в шутов. Аристотель, Цицерон, Плиний и Августин-все они размышляли о телесных различиях. Представления об аномальном теле получили широкое распространение в ранней современной печатной культуре. К 17 веку "шоу монстров" можно было увидеть на ярмарках, рынках, кофейнях и тавернах по всей Европе, в то время как карлики также содержались в качестве "домашних животных" в королевских дворах.

Действительно, викторианское шоу уродов уходило корнями в европейские дворцы. Карл I и его королева Генриетта Мария хранили коллекцию человеческих диковинок, самой известной из которых был Джеффри Хадсон. Ему было всего семь лет и 18 дюймов роста, когда его представили королеве— подали в холодном пироге во время королевского банкета в 1626 году.

Странный и удивительный мир викторианских развлечений
Джеффри стал ценным компаньоном и развлекателем, который во время британских гражданских войн якобы сражался за роялистов, сидя верхом на лошади.

Именно во время войн он убил на дуэли одного из членов королевского двора (этот джентльмен, некто Чарльз Крофтс, безжалостно издевался над Джеффри, пока тот не перестал терпеть), что привело к его изгнанию. Впоследствии Джеффри был захвачен варварскими пиратами и в течение 25 лет находился в рабстве. Он умер изгнанником в неизвестном месте примерно в 1682 году. Джеффри, конечно, не был "уродом" в "шоу уродов", но его присутствие при дворе было предвестником, и его выставляли в пьесах и выставляли напоказ перед королевскими гостями.

Ранние шоу уродов несли на себе клеймо распущенности и хулиганства
И хотя его дальнейшая жизнь была отмечена трагедией, в ранние годы Джеффри был спасен от лишений. Он был ценным членом суда. Он получал жалованье, хорошую одежду и образование и бежал из преходящего и опасного мира бродячих ярмарок — другого места, откуда возникло викторианское шоу уродов.

Бродячие ярмарки существовали еще со времен Средневековья, они бродили по стране, продавая товары и привозя развлечения. Бартоломеевская ярмарка была самой печально известной, описанной Уильямом Вордсвортом как "парламент монстров". На ярмарках можно было увидеть гермафродитов, карликов, великанов, "дикарей" и "людоедов", которых часто представляли хриплые шоумены на грязных полях. С упадком показных судов в XVIII веке те, у кого были необычные органы, отправлялись на ярмарки, но эти места считались распущенными, шумными и подрывными, так что ранние шоу уродов несли клеймо позора.

ПТ Барнум: кто был архитектором ‘величайшего шоу на Земле"?
Набег Барнума на уродство начался в 1835 году, когда он выставил дряхлого и парализованного раба по имени Джойс Хет. Она была объявлена 161-летней медсестрой Джорджа Вашингтона, хотя ей, вероятно, было всего 80 лет. Барнум протащил ее через всю северо-восточную Америку, прежде чем она умерла в 1836 году, и впоследствии устроил ее публичное вскрытие. Затем он разносил слухи, что Джойс действительно жива и что он вырвал ей зубы и морил голодом, чтобы она выглядела старше. Кое-что из этого было шумихой, но его рассказы превратили шоу уродов в копеечную прессу, пожираемую рабочими классами.

Затем Барнум покорил средний класс своим американским музеем в Нью-Йорке. С 1841 года он превратил музей в респектабельный, дружественный семье дворец чудес, который централизовал шоу уродов в индустрии развлечений. Начиная с 1870-х годов Барнум популяризировал цирковое шоу, в котором участвовали так называемые "прирожденные уроды", такие как карлики, гиганты, люди-скелеты и полные дамы; то, что мы могли бы назвать "экзотическими уродами", такими как "каннибалы", "зулусы" и "дикари", а также "самодельные уроды", такие как татуированные мужчины и те, кто исполняет новые номера. Это была еще одна сцена, на которой процветало шоу уродов, и еще одно наследие, которое укрепило репутацию Барнума как одного из величайших шоу уродов.

В 1829 году 18-летние сиамские близнецы Чанг и Энг провели одно из первых шоу уродов в Британии: они были выставлены в коммерческом, постоянном месте; у них был менеджер, который представил акт; были визуальные и текстовые отчеты о шоу; и было представление. Сиамские близнецы, как их называли, исполняли акробатические трюки и кувырки перед публикой, которая платила за это удовольствие полкроны. Они могли задавать вопросы, трогать соединительную связку и покупать брошюру о выставке, в которой рассказывалась сказочная история близнецов. Шоу было одобрено членами королевского колледжа хирургов, которые дали частное представление и были привлечены к тайнам физиологии близнецов, в то время как средний игрок был соблазнен экзотическим зрелищем. За семь месяцев 100 000 человек пришли посмотреть на сиамских близнецов в Лондоне.

18-летние сиамские близнецы Чанг и Энг В 1829 году 18-летние сиамские близнецы Чанг и Энг провели одно из первых в Британии шоу уродов.
18-летние сиамские близнецы Чанг и Энг В 1829 году 18-летние сиамские близнецы Чанг и Энг провели одно из первых в Британии шоу уродов.

За 25 центов игроки могли испытать головокружительное множество чудес


Шоу уродов начинало накладывать свой отпечаток на культурную карту Британии. И были более широкие события, которые помогали: власти жестко обрушивались на распущенные передвижные ярмарки, толкая уродливых исполнителей в городские центры, чтобы показать себя на постоянных площадках. В 1841 году Барнум приобрел американский музей-увеселительное заведение в самом центре Нью-Йорка, которое гордилось своей респектабельностью и доступностью, особенно для представителей среднего класса. Всего за 25 центов игроки из всех слоев общества могли испытать головокружительное множество чудес, причем шоу уродов составляло центральную часть предложения. С этого момента шоу уродов стало международным с помощью Стрэттона-мальчика с пальчик.

Вот "Такая История"