ЕПИСКОПЫ ПРОСЯТ НЕ ХОДИТЬ В ХРАМЫ, КУЛИЧИ МОЖНО ОСВЯЩАТЬ ДОМА, ЕСЛИ ТЫ САМОУБИЙЦА НО МОНАХ, ТО ТЕБЯ МОЖНО ОТПЕВАТЬ.
Послушник московского подворья Троице-Сергиевой лавры Дмитрий Пелипенко, у которого обнаружили COVID-19, умер после попытки самоубийства. Об этом сообщается на сайте подворья.
После постановки диагноза COVID-19 Пелипенко госпитализировали в 119-ю больницу Федерального медико-биологического агентства. В ночь на 24 апреля он выбил окно на первом этаже больницы, вышел на улицу и совершил попытку суицида перед храмом на территории медучреждения. Позже он скончался.
Распространенность среди иерархов и высшего духовенства РПЦ трактовки коронавирусной инфекции COVID-19 как наказания человеку за грехи и свидетельства того, что Бог его не защищает, крайне негативно влияет на психику многих священнослужителей. Некоторые даже идут на сведение счетов с жизнью.
Насколько мне известно, запрет на христианское погребение и поминовение «самовольно живот свой скончавших» связано с невозможностью принести покаяние за совершенный грех. Смертный грех отторгает человека от Церкви, и следовательно, до покаяния грешник пребывает вне Церкви. Этим же объясняется практика не отпевать погибших на различных игрищах, в пьянстве, в разбое и т. п.
В связи с этим вопрос: насколько логична нынешняя (правильная) практика лишения христианского погребения самоубийц, если при этом мы отпеваем всех подряд кающихся и некающихся, верующих и неверующих? Или теперь смертные грехи уже не разделяют человека с Церковью?
Церковное правило не отпевать самоубийц и других людей явно и до последнего момента, отвергавших Церковь, не следует считать карой за особую тяжесть греха. Если бы таким людям отпевание было полезно, то, конечно, их нужно было бы отпевать
Но подумайте: если человек при жизни решительно отрицает Православную веру, до последнего дня отказывается от покаяния и причащения Святых Христовых Тайн и в таком состоянии умирает, то не будет ли жестоким насилием над его душой совершение церковного чина отпевания? Каждый из нас избирает себе место в вечности, избирает всей своей жизнью. Кто-то располагается быть с Богом (и у каждого такое расположение — в своей мере). А кто-то располагается не быть с Богом (и это несчастное расположение у одних людей более интенсивно, а у других менее). Когда мы о человеке, который не захотел быть со святыми, просим Бога: «Со святыми упокой» мы скорее усугубляем, чем облегчаем его страдания.
Как это может быть? А вот представьте, что в храме идёт Пасхальная заутреня, все христиане радуются, а какого-то человека обманом затащили в храм, у него душа к Богослужению не лежит, он рвётся на улицу, пусть даже там, на улице будет ветер и снег, а в храме тепло и светло. Хорошо ли будет насильно удерживать этого человека, не давать ему выйти из храма или уговаривать архиерея, чтобы он всё-таки ввёл в храм человека, который стремится из него выйти.
Но, ведь, Царство Небесное — это Храм Божий, в котором вечно идёт торжественная служба Богу. Вне Царства Небесного — тьма кромешная, но тот, кто хочет во тьму, должен быть отпущен во тьму.
Знал я одну семью много лет назад, несколько братьев и сестёр, крещёных в детстве ещё до революции. Все верующие, а одна сестра — рьяная атеистка. Даже говорила, чтобы её рядом с верующими родственниками не хоронили.
Перед смертью она долго болела, дочь предлагала пригласить священника, чтобы исповедаться и причаститься хотя бы перед смертью. Она твёрдо отказалась и попросила положить ей в гроб под подушку партбилет. Так и сделали. А отпевать и поминать в Церкви не стали, хотя среди знакомых были и вполне церковные люди. Потому что духовное насилие не свойственно Православному христианству.
Церковное поминовение на Литургии, на молебне, на панихиде — это внутренняя жизнь Тела Христова, и участвовать в жизни этого Богочеловеческого организма могут только члены Церкви. Но это отнюдь не означает, что православному христианину нельзя лично молиться Богу о своих близких, живых и усопших, даже если они вне Церкви.
О живых молимся, чтобы Господь призвал их к покаянию, даровал им истинную веру, соединил их Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви. Об умерших вне Церкви молимся, чтобы Господь, сколько возможно, облегчил их вечную участь.