20 апреля российские исследователи рынка и общественного мнения обратились к Правительству РФ за поддержкой отрасли. В этом интервью директор по развитию партнерской сети ВЦИОМ Снежана Евсеева рассказывает, как распространение пандемии коронавируса отразилось на исследовательском рынке, в чем специфика перевода исследований в онлайн-формат и какие плюсы и минусы есть у этого метода.
— Снежана, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на исследовательском рынке? Насколько сильно распространение пандемии коронавируса отразилось на исследовательских методах и технологиях?
— На данный момент рынок исследовательских услуг вошел в период затяжного кризиса. Фактически все региональные компании, не имеющие CATI-центров и не использующие методы онлайн-исследований, поставлены на грань выживания. Думаю, что часть региональных компаний, к сожалению, уйдет с рынка. По моим оценкам, до 30% региональных компаний в ближайшие полгода могут прекратить свое существование. Что самое обидное, могут пострадать компании, работающие более 10-15 лет на рынке и специализирующиеся на face-to-face. Уже сейчас компании вынуждены сокращать сотрудников, переводить их на полставки и тому подобное. Что с этим делать — пока непонятно: наступит тот момент, когда все это [пандемия, самоизоляция] пройдет, а работать в регионах будет не с кем.
В период пандемии практически все проекты переведены на технологичные методы сбора данных: это CATI, онлайн. Доля CATI в количественных исследованиях ВЦИОМ каждый год росла на 2-3%, и по итогам 2019 года она составила около 72% [от всех исследований], остальное приходится на face-to-face и онлайн-исследования. В период пандемии 95% количественных опросов переведено на CATI. Это обусловлено не только ситуацией в мире и стране, связанной с эпидемией коронавируса, но и с высоким качеством данных, собираемых этим методом. Что касается метода face-to-face, — думаю, что его доля снизится кардинально. Но есть и позитивные изменения — увеличение доли онлайн-исследований, не только количественных, но и качественных.
— Какие изменения в плане используемых методов проведения опросов произошли во ВЦИОМ?
— Все качественные исследования в условиях самоизоляции ВЦИОМ проводит онлайн. Для нас такое массовое использование онлайн-метода в качественных исследованиях — тоже определенный вызов. Естественно, сталкиваемся с трудностями подбора технологичной платформы для проведения фокус-групп, нюансами модерирования и в целом организации таких исследований. Но мы быстро учимся. Цель — максимально отработать данный метод, приблизить стандарты организации качественных онлайн-исследований к обычным в плане сроков, регламентов и синхронизации всех процедур.
Изменения также коснулись CATI-исследований в части опросов представителей коммерческих структур. Это направление в период пандемии практически замерло, сотрудников нет на рабочих местах, многие работают удаленно — опрашивать некого. Все исследования данного направления либо приостановлены, либо перенесены, либо переведены в онлайн.
— Какие существуют нюансы при переводе исследований в удаленный формат? Влияет ли это на качество исследований, достоверность результатов опросов?
— Фактически в нашей компании на данный момент переведен на удаленный онлайн-формат один метод — качественные исследования. Трудностей пока много, но, как я уже говорила, мы быстро учимся, перенимаем опыт коллег, которые раньше нас начали использовать этот метод. Есть свои плюсы и минусы перехода на онлайн.
Плюсы: снижение стоимости, повышение скорости. Минусы: коммуникационная составляющая проведения фокус-групп — наладить контакт через онлайн сложнее, чем вживую. Есть технические сложности проведения групп — не у всех респондентов есть стабильный интернет и т.п. Пока сложно дать оценку того, как изменилось качество данных — еще не так много исследований проведено, нет базы.
— Изменился ли формат нашего взаимодействия с региональными партнерами? С какими проблемами столкнулись коллеги?
— Нет, не изменился, так как у нас основная доля партнеров — это региональные компании, с которыми мы и так работаем дистанционно на протяжении многих лет. Как я уже говорила, региональные компании претерпевают кризис, держатся на плаву только CATI-центры, компании, специализирующиеся на онлайн-исследованиях. Мы, в свою очередь, чтобы поддержать наших партнеров в такой непростой ситуации, максимально «дробим» выборки, чтобы обеспечить их объемами.
Практически все наши партнеры перешли на удаленный формат работы. В некоторых регионах закрыты бизнес-центры, запрещено передвигаться по городу. Естественно, в самом начале этого процесса у партнеров были сложности. Не все сотрудники могут работать удаленно. Потеря мощностей CATI-центров в начале апреля по нашим проектам составляла около 25-30%. На данный момент ситуация стабилизировалась, потери составляют около 10-15%. Для региональных компаний это шанс выстроить удаленный формат работы, который должен существенно снизить финансовую нагрузку на компании.
— Какие решения/новации были приняты в компании для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу по проведению исследований?
— Все партнеры, обратившиеся к нам за организационной помощью при переходе на удаленный режим, получили нашу помощь и поддержку. Мы массово рассылали письма арендодателям и проверяющим органам с информационными запросами, письмами.
Считаю, что ВЦИОМ отлично справился с переводом работы на удаленный режим, все работает в штатном режиме, сроки по всем проектам выдержаны согласно условиями договоров с заказчиками.
Еще одной попыткой поддержать отрасль стала общая инициатива членов ОИРОМ — выйти за поддержкой к Правительству РФ. Очень надеемся, что нас услышат.