Полет «Валькирии»
Появившаяся в конце 1950-х годов информация о том, что Пентагон заинтересован в выпуске высотного скоростного стратегического бомбардировщика, обладающего скоростью полета в 3М, произвела в советском Генштабе эффект разорвавшейся бомбы. Практически сразу же специалистам ОКБ Микояна было поручено разработать новый перехватчик, получивший впоследствии обозначение МиГ-25. Однако опасения советских военных оказались напрасны. Американский самолет не ушел дальше стадии экспериментального образца. ХВ-70 «Валькирия» не пошел в серийное производство. Всего было создано два таких самолета-прототипа. Они выполнили свои первые полеты в 1964 и 1965 годах соответственно. Первый из них не смог достигнуть заданных скоростных параметров, максимальная его скорость составляла 2,5М, а вот второй порадовал военных и создателей больше, развив максимальную скорость в 3300 км/ч.
Стоит отметить, что судьба бомбардировщика была предрешена практически с самого начала. Машина рождалась в мучительных спорах между фирмой-изготовителем, заказчиком и Конгрессом. Одни считали, что межконтинентальные ракеты будут гораздо эффективнее уязвимого и громоздкого самолета. Другие считали, что высота и скорость полета стратегического бомбардировщика не позволят ему эффективно осуществлять бомбометание. А третьи считали, что самолет морально устареет еще на стадии создания до того как конструкторы смогут справиться с массой проблем чисто технического характера. В итоге многие из скептиков оказались правы. А появление и массовое производство в СССР первых дальних ЗРК С-75 лишь подтвердило уязвимость «Валькирии».
Многострадальная «Сотка»
В 1970-е годы ОКБ Сухого пережило закрытие проекта, в который было вложено огромное количество творческих озарений и рутинного труда. Данный самолет в чем-то повторил судьбу своего заокеанского брата, как и «Валькирия» амбициозный проект стратегического бомбардировщика, на который были потрачены огромные деньги, не привел к созданию серийной машины. Работы, которые начались еще в 1963 году, привели к тому, что 22 августа 1972 года новый советский стратегический бомбардировщик впервые поднялся в воздух. Самолет вобрал в себя более 600 изобретений. Всего было построено 4 экземпляра самолета в разных исполнениях. Самолеты строились на секретном заводе «Кулон» из-за большого числа внедренных в них революционных конструкторских идей.
При разработке самолета было отдано предпочтение аэродинамической схеме «утка», которая сразу же привлекла внимание советских конструкторов. При этом попытки разработки компоновки стратегического бомбардировщика по еще одной перспективной схеме — «бесхвостка» — повторялись регулярно, но не вели ни к каким успехам. Советский бомбардировщик, как и его американский аналог, обладал выдающимися тактико-техническими характеристиками. Т-4 должен был совершать полет на высоте в 25 тысяч метров, прорывая любую систему ПВО, а его скорость полета составляла 3000 км/ч. Использование 4 ТРД позволяло обеспечить самолету 45 тонн боевой нагрузки, максимальная взлетная масса достигала 135 тонн, практическая дальность полета — 6 000 км. Разумеется, речь идет лишь о теоретических цифрах, так как они не были достигнуты на практике из-за раннего прекращения летных испытаний машины и сворачивания данной конструкторской темы.
Ми-12
Советскому Союзу принадлежит до сих пор никем не побитый рекорд — самый тяжелый и грузоподъемный вертолет. Это транспортный Ми-12, впервые оторвавшийся от земли 10 июля 1968-го. Сверхтяжелая машина грузоподъемностью более 30 тонн предназначалась для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для РВСН.
Визитная карточка вертолета — боковое расположение двух несущих винтов на крыльях обратного сужения, которые приводились в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ. Экипаж — шесть-десять человек, вместимость — 196 пассажиров. Масса пустого Ми-12 превышала 69 тонн. Вертолет разгонялся до 260 километров в час и поднимался на высоту 3500 метров.
Всего построили два прототипа Ми-12. Первый в 1971-м году показали на выставке в Ле Бурже. Машина произвела сильное впечатление на делегацию из США, и Американское геликоптерное общество наградило ОКБ Миля "Призом И. И. Сикорского", которым отмечают выдающиеся достижения в области винтокрылой техники. Однако в серию Ми-12 не пошел.