Фильм «Романс о влюбленных» 1974г. Режиссер Андрей Кончаловский, сценарий Е. Григорьев.
Честно говоря, у меня не вызывают недоумения всего три фильма этого режиссера. Никакой зависти, личной или национальной неприязни нет. Типичный случай в связке «кино-зритель». Зритель не воспринимает, возможно, по причине непонимания отдельные фильмы режиссера.
Не понимаю этот конкретный фильм, и мне он не нравится с первого просмотра еще сразу после выхода на экраны. Во избежание криков о том, что я не доросла до этого кино и сужу о нем из сегодняшнего дня: это мое мнение зрителя из 1974 года, с тех пор оно не изменилось.
Такое заманчивое название, особенно для молодежи, а внутри малопривлекательное содержимое. Помню, что фильм ждали, особенно молодежь.
В центре – романтическая история любви Сергея (Евгений Киндинов) и Тани (Елена Коренева), заканчивающаяся драмой.
Мне при еще первом просмотре было понятно, что на режиссера очень повлиял успех фильма Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта», снятого в 1968 году. Действительно, по-моему, лучшая экранизация этой драмы Шекспира. Но там были и Шекспир и Дзефирелли.
С другой стороны явно чувствовалась тяга к Голливуду и его мюзиклам. Опять же – это Голливуд и мюзиклы.
Каким-то образом все это вместе повлияло на появление дикого компота, созданного фантазией Кончаловского. Объясню, почему я считаю этот фильм «диким компотом».
Весьма удачная завязка – влюбленная пара весьма красиво любит, поет, катается на мотоцикле, Таня с полевыми цветами очень приятно смотрится. Чудесная песня, которую поет А. Градский. И при этом странные диалоги на нечеловеческом языке, который должен напоминать о Шекспире.
То есть, когда влюбленные говорят так, мне это и понятно и приятно. Но, слышать диалог Тани и ее матери «Какие там птицы, рыбы….» «Разве бесчестной может быть любовь…» - Что это? И не Шекспир и не «Чайка» Чехова и уже точно не Пушкин. Это начался Кончаловский.
Эдакий городской сумасшедший, Трубач, которого сыграл И. Смоктуновский, тоже норовит сказать что-то людям, птицам, зверям. Человек радуется жизни и любит весь мир – можно догадаться, но откуда опять тяга к непонятному слогу героя?
Апофеозом можно считать пафосные проводы в армию Сергея всем домом. Кончаловский порадовал весь союз кинематографистов – Трубач трубит, все поют какие-то гимны или псалмы, не понять уже. В общем - УРА! Странно только, что Меркуцио не появился в этом месте.
В толпе народа, провожающей не всех мужчин на фронт, а в армию одного человека, долго слышны вопли Тани: «Прощай, Мой милый!»
Милый по сюжету сначала числится погибшим, потом чудесным образом, воскресшим.
Появляется новый герой – знаменитый хоккеист Игорь Волгин (А.Збруев), влюбленный в Джульетту, пардон в Татьяну. За него она и выходит замуж. Дело житейское.
Возвращается Сергей и, услышав «Я теперь другая» произносит практически монолог Гамлета «где логика? В чем суть вещей и мирозданья?»
То есть, драма превращается в полную абракадбру, исполненную хорошими актерами на понятном только режиссеру языке.
Дальше начинается полный балаган с участием жителей дома.
После чего Сергей запивает, как водится, и жизнь его становится черно-белой (не находка Кончаловского, уже видели). А дальше: семья, товарищи спасают его от пьянства, причем опять же очень пафосно. Потом ребенок – фильм опять цветной. И все – конец сухофруктам.
Молодежь ждала фильм о любви, как и было заявлено в названии, а не безумное детище воспаленного мозга режиссера.
Понятно, что творчество одного мастера может произвести очень сильное впечатление на зрителя, слушателя, и на другого мастера. Может и вдохновить на создание чего-то своего. Это замечательно, особенно, если «свое» получится.
В противном случае создатель неудачного творения отложит камеру, или кисть, или скрипку, вздохнет и зачеркнет неудачную работу, положит ее на полочку в папку «НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ».
В данном случае этого не произошло. Хотя, повторюсь, я могла чего-то не понять. Бывает, что фильм, который не понравился в первый раз, вдруг откроется и заиграет. Открывала – не заиграл. Больше открывать нет желания.
Всегда рада читателям, комментариям, лайкам, подписке.