«Камин – это маленький домашний театрик, на сцене которого вот уже многие тысячи лет исполняется одна и та же завораживающая пьеса. Танец Огня. А настоящий театр просто обязан блистать во всем великолепии».
журнал «Material»
Первые «камины» («caminus» в переводе с латинского значит «открытый очаг») появились в Древнем Риме. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью. Для обогрева нескольких помещений одновременно в Древнем Риме были разработаны отопительные каналы, которые находились под окнами и подавали в дома горячий воздух. Такие системы применялись в банях (термах) и на виллах . Один из самых авторитетных зодчих эпохи Возрождения — Андрео Палладио в своем знаменитом трактате об архитектуре, опирающемся на традиции античности, описывал римские камины: "Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым". То есть, в Древнем Риме камин представлял собой самостоятельную конструкцию с балками, поддерживающими трубу, но не связанными со стенами дома . Намного позднее камин переместился к одной из стен, и лишь следующим шагом в его развитии стало слияние топки и дымохода со стеной . Несмотря на скромность облицовки, камин в те времена играл сакральную роль (оберегал от злых духов, поддерживал жизнь человека), и роль хранительницы очага была необычайно важна и значима. Разрушение врагом места для огня в доме было равносильно осквернению святыни.
В раннем Средневековье камины строили из тесаного камня , но использовали их, как и в первобытные времена, не для украшения дома, а для отопления жилища и приготовления пищи. В Средние века в комнатах, в которых располагались камины, могли находиться исключительно женщины . Но со временем драгоценное тепло стало доступно всем. В XII веке камины становятся более декоративными, в феодальных замках для них создаются целые помещения — каминные залы, наиболее любимые хозяевами и их гостями . Именно здесь хранятся военные и охотничьи доспехи, оружие, гобелены, стяги и другие средневековые знаки важности . От слова «камин», произошло привычное нам слово «комната» — отапливаемое помещение . В это время камины отличались большими размерами, так что рыцари-паломники могли целиком изжарить в них быка . Во французском городе Пуатье в замке герцога Беррийского можно полюбоваться тройным камином во всю торцевую стену. В каждое из трех его отделений мог бы уместиться небольшой двухэтажный дом . Очаг украшен галереей с ажурной балюстрадой, тремя причудливыми арками, каменным готическим кружевом . Однако в большинстве средневековых домов камины были скромнее по размерам . Их обычно встраивали в стену, а дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом , который опирался на консоли или резные столбики . Навес по возможности украшали: штукатурили, белили, расписывали.
В эпоху Возрождения художники-оформители заинтересовались каминами всерьез. Их стали облицовывать гранитом и мрамором, украшать колоннами, флорентийской мозаикой, изразцами, резными фигурами. Большую популярность приобрели камины «Машероне» — в виде человеческого лица с широко открытым ртом. Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками.
При Людовике XIV в Европе процветает стиль барокко. Стиль барокко получил свое название от итальянского слова «барокко», что означает «раковина вычурной формы». Порталы каминов барочного стиля украшали мозаикой, витиеватыми изображениями вьющихся растений: розы, виноградной лозы. Кроме того, камины приобрели вычурные крученые колонны и пухлые балясины. На каминную полку ставили подсвечники и часы, украшенные причудливыми завитками, предметы оригинальной формы.. Низ и верх камина оформляются карнизом или цоколем, который соответствует пышному убранству всей комнаты.
Рококо пришел на смену барокко в середине XVII века, позаимствовав у своего предшественника страсть к роскоши и изяществу. Однако новый стиль оказался не таким «тяжеловесным», как прежний.В моду вошли невысокие камины, украшенные легкими панелями и деликатными карнизами. Над такими очагами обычно вешали большое зеркало в роскошной раме.Кроме того, на каминных полках стали расставлять изысканные безделушки: фарфоровые вазы в китайском стиле, фигурки пастушек, дам и кавалеров, канделябры и так далее.
продолжение следует.....
P.S. Вся вышеизложенная информация , взята из свободно-доступных источников интернета и скомпилирована в соответствии с моими познаниями в этой теме !!!