Когда Джеки Стюарт вспоминает Франсуа Севера, он неизбежно становится более эмоциональным. Ведь француз был не только его напарником, но и другом. Финальная гонка 1973 года в Уоткинс-Глен должна была стать 100-й и последней в карьере Стюарта – он принял это решение за несколько месяцев до этого. Но он так и не вышел на старт. В тот уик-энд погиб Франсуа Север.
Они вместе гонялись в одной команде с середины сезона 1970, когда Джонни Серво-Гавен покинул Tyrrell. Дебют Севера пришелся на гонку в Зандворте, ему предстояло сесть за руль March 701. Стюарт: «Не лучшая машина для дебюта в Гран-При. 701 была порой быстра, но управлять ей было сложно. Франсуа было вдвойне сложно – он дебютировал в уик-энд, когда погиб Пирс Каридж…»
Вначале результаты Севера были так себе, но в Монце он завоевал первое очко. Но тот уик-энд был примечательным для него во всех смыслах: «Это случилось тогда. Я понял, что это может случиться со мной. В пятницу меня развернуло на полном ходу, но чудесным образом я ничего не задел, и я тогда лишь засмеялся. На следующий день чуть дальше на трассе попал в аварию и погиб Йохен Риндт. Я в тот вечер выпил снотворное, но так и не смог заснуть – я понял, что тоже могу погибнуть».
Север удачно вписался в формульное братство, не в последнюю очередь благодаря своему обаянию. У него были потрясающие голубые глаза, он отлично выглядел, чем, конечно, привлекал немало женщин, но он этого сторонился и настолько тактично себя вел, что никто не мог не любить его за это. Стюарт: «Конечно, можно заметить, Франсуа никогда не испытывал недостатка в общении, но был естественным и скромным. Он не терял голову от внимания и славы, как это случается со многими. Он был из довольно обеспеченной парижской семьи, но вы бы никогда об этом не узнали».
Когда речь шла о работе, Север был серьезен и спокоен, он знал, что выступает в элитном клубе: в любой момент, когда Джеки хотел что-то ему сказать, тот внимательно слушал. В 1971 Стюарт взял свой второй титул, а матереющий с каждой гонкой Север был третьим в общем зачете (пара вторых мест и победа в Уоткинс-Глен). Он всегда искренне эмоционально радовался успехам. В следующем году он завоевал пару вторых мест, но, так как он не был намертво привязан к Формуле 1, он добивался успеха в других гонках, включая победу в CanAm за McLaren.
В 1973 Север выиграл гонку Ф2 в По и 6 часов Валелунги на Matra, но, хотя он был шесть раз вторым (в трех из них – позади Стюарта), побед не было. Стюарт вспоминает: «Тем летом только Кен знал, что я собираюсь уйти из гонок. Я сказал тогда ему, что я был уверен, что Франсуа будет отличным первым номером команды в 1974. Я думал, он сможет выиграть чемпионский титул». Календарь в то время был таким, что сезон заканчивался двумя гонками в Северной Америке. В хаотичной гонке на влажной трассе в канадском Моспорте Франсуа попал в аварию с Джоди Шектером. «Сильно нервничая, мы отправились в больницу. «Вы член семьи?» - спросили меня – плохой знак. Когда мы попали в палату, она была пустой и убранной. Я сказал тогда медсестре: «Ох, боже…С мистером Севером все в порядке?» Она ответила: «Да, он на балконе, курит». Какое облегчение я тогда почувствовал!»
Стюарты собирались слетать в отпуск между гонками и пригласили хромающего Севера поехать с ними: «Сначала он сказал «нет, это же ваш отпуск», но мы настояли, и он поехал. Я всегда буду благодарен, что так получилось. В Бермудах я забронировал места в Ocean Reef Club. В гостиной там было фортепиано, и Франсуа сел играть – он был великолепным пианистом, у него была классическая школа. Он начал с джазовых ритмов, и никто поначалу не обратил внимания, но затем он сыграл свой любимый фрагмент из Сонаты Бетховена №8, и все вокруг ожили. Все аплодировали, и ему пришлось играть ее каждый вечер! Он сказал мне, что получил предложение от Ferrari, а я сказал ему, что ему не стоит принимать решение до конца сезона и что ему лучше остаться с Кеном [Тиррелом]».
Когда они приехали на гонку в Уоткинс-Глен, Север уже был в форме. Он любил эту трассу, ведь он на ней до этого победил. Он показывал отличный темп, боролся за лучшее время с Ронни Петерсоном в субботу утром. Перед завершением заездов он выехал еще раз.
Несмотря на то, что в 1973 команда была в форме, короткобазной машиной было сложно управлять. Стюарт: «Я боролся за титул с Эмерсоном Фиттипальди, и я помню, как он мне сказал: «Не знаю, как ты вообще справляешься с этой машиной». Он был прав: это было сущим наказанием. Крис Эймон управлял третьей машиной, и он тоже считал ее непростой в управлении, особенно в S-образных поворотах: «Вам нужно четко держать траекторию там и, как и Джеки, мне кажется, там надо использовать четвертую передачу, а не третью – так машина себя стабильнее ведет. Я ехал там «в пол» три раза из пяти, но, судя по временам Севера, он там ехал во всю каждый раз, и я понял, что он использует третью передачу».
За шесть минут до конца сессии машину Севера сорвало в «эсках», понесло через трассу в отбойник слева, который разорвало от удара. Несколько гонщиков остановились рядом. Стюарт: «Крис был уже там, когда я подъехал. По цвету машины я знал, что это Tyrrell, и подумал, что это был он. Я спросил Криса: «Ты в порядке?», но он лишь покачал головой – тогда я понял, что это Франсуа. Выглядело все жутко, и я все еще жалею, что не побыл с ним дольше. Это странно звучит, ведь он уже был мертв, но тогда мне казалось, что это было бы правильно».
Очевидцы говорили, что Север слишком широко вышел из правого поворота, что не позволяло по правильной траектории пройти следующий левый: он не сбросил газ, задел барьер и машину сорвало. Стюарт: «Конечно, мы снялись с гонки. Но механики боялись, что с машиной что-то было не так. Я был уверен, что знал, что случилось, но они были настолько расстроены и опустошены, вдобавок понимая, что я больше не выйду на старт, что в итоге я выехал после обеда и проехал несколько кругов, чтобы показать им, что я уверен в машине. Хелен вернулась в Glen Motor Inn вместе с Норой Тиррелл. Я туда поехал после того, как проехал несколько кругов по трассе. Тогда я сказал ей: я больше не гонщик. Я не знаю, как она смогла справиться с таким количеством событий и эмоций за один день. Ей нужно было собрать вещи Франсуа в его номере, как она делала до этого в случае Пирса [Кариджа] и Йохена [Риндта]. Девушкам тогда приходилось через многое пройти».
Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за апрель 2020.
Фото: MotorsportImages.com/David Phipps