Найти тему
Твоя Италия

Три музы итальянских художников

Оглавление

У большинства художников есть музы, вдохновляющие их на созидание, поиск гармонии и красоты. Мы решили проследить судьбу трех женщин, сильно повлиявших на творчество Боттичелли, Рафаэля и Боччони.

Симонетта Веспуччи

ндро Боттичелли (Якопо дель Селлайо?) «Портрет молодой женщины», 1480—1485,
Штедель, Франкфурт-на-Майне
ндро Боттичелли (Якопо дель Селлайо?) «Портрет молодой женщины», 1480—1485, Штедель, Франкфурт-на-Майне

Симонетта Веспуччи прожила короткую, но яркую жизнь. Ее мужем был дальний кузен Америго Веспуччи, ее возлюбленным – Джулиано Медичи, младший брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Но обессмертил ее облик Сандро Боттичелли, который на всех знаменитых полотнах изображал свою тайную безответную любовь: достаточно посмотреть на «Рождение Венеры» или «Весну». Причем рисовал он ее утонченные волнующие черты по памяти, так как Симонетта умерла от чахотки в 23 года.

Через 34 года после ее кончины, Боттичелли был похоронен буквально у ее ног – в церкви Всех Святых, как он написал в своем завещании. Но и тут его стремление быть ближе к своей музе оказалось безнадежным: одно из разрушительных наводнений реки Арно унесло останки Симонетты в неизвестность.

Форнарина (Маргерита Лути)

Рафаэль Санти, «Форнарина» 1518—1519, Палаццо Барберини, Рим
Рафаэль Санти, «Форнарина» 1518—1519, Палаццо Барберини, Рим

Маргерита Лути, знаменитая муза Рафаэля, своим прозвищем Форнарина была обязана профессии отца пекаря (по-итальянски fornaio). Жила она в римском квартале Трастевере, на улице Санта-Доротея. Если верить Джорджо Вазари, художник впервые увидел свою музу обнаженной, когда она купалась в Тибре. По легенде, до этого равнодушный к плотским утехам Рафаэль настолько жаждал ее постоянного присутствия, что даже грозил бросить роспись фресок на вилле Фарнезина, пока ее не доставят к нему.

Форнарина оставалась возлюбленной и натурщицей Рафаэля до самой смерти художника – в ее объятиях. Ее можно увидеть на таких шедеврах, как «Форнарина», «Донна Велата», «Мадонна в кресле», «Триумф Галатеи» и «Сикстинская мадонна». По одной из версий, убитая горем Маргерита, втайне повенчавшаяся с Рафаэлем, приняла постриг в монастыре Святого Аполлония. По другой, она наоборот никогда не отличалась верностью и впоследствии стала известной куртизанкой.

Чечилия Форлани

Умберто Боччони, «Мать», 1907, Галерея современного искусства, Милан
Умберто Боччони, «Мать», 1907, Галерея современного искусства, Милан

А вот у Умберто Боччони, художника, скульптора и теоретика итальянского футуризма, чье творение «Уникальные формы непрерывности в пространстве» 1913 года мы можем лицезреть на монете номиналом в 20 евроцентов, была муза совсем иного плана. На протяжении многих лет он писал портреты своей матери, Чечилии Форлани: она запечатлена сидя и лежа, спереди и сзади, в профиль и анфас, полуодетая и в парадном платье, когда вяжет крючком и когда болеет в своей постели. Монументальная, заботливая, радушная, защищающая, понимающая – прообраз настоящей матери, через который отчетливо прослеживается техническая и стилистическая эволюция художника. К сожалению, ей было суждено пережить своего сына, который преждевременно погиб в результате падения с лошади перед отправлением на фронт Первой мировой войны.

Текст: Екатерина Скьявоне, специально для «Твоей Италии»