Найти тему
Инсайт

Tech хочет, чтобы вы думали, что инновации, которые она привносит на рынок, неизбежны.

Компании могут поделиться вашими данными с "брокерами данных", которые создадут файл на вас на основе всего, что они знают о вас (или, скорее, все, что они думают, что знают), а затем продадут его практически всем, кто готов купить его - страховщикам, правительствам, потенциальным работодателям и даже мошенникам.

Стервятники данных невероятно ловко используют оба аспекта власти, о которых говорилось выше: они заставляют нас отказаться от своих данных, более или менее добровольно, а также отбирают их у нас, даже когда мы пытаемся сопротивляться. Карты лояльности являются примером силы, заставляющей нас делать определенные вещи, которые в противном случае мы бы не сделали. Когда вам предлагают скидку за лояльность в вашем местном супермаркете, то, что вам предлагают, эта компания будет вести наблюдение за вами, а затем влиять на ваше поведение через подталкивания (скидки, которые будут поощрять вас к покупке определенных продуктов). Примером того, как власть делает с нами то, чего мы не хотим, является то, что Google записывает ваше местоположение на вашем смартфоне с операционной системой Android, даже когда вы говорите ему этого не делать.

В цифровую эпоху оба вида электропитания также можно наблюдать на работе на более общем уровне. Технологии постоянно соблазняют нас делать вещи, которые иначе мы бы не делали, от затеряться в кроличью нору видео на YouTube, до играть в бездумные игры или проверять наш телефон сотни раз в день. Цифровая эра принесла с собой новые способы бытия в мире, которые не всегда делают нашу жизнь лучше. Менее заметно, что экономика данных также преуспела в нормализации определенного образа мышления. Технологические компании хотят, чтобы вы думали, что если вы не сделали ничего плохого, у вас нет причин возражать против того, чтобы они хранили ваши данные. Они также хотят, чтобы вы думали, что обращение с вашими данными как с товаром необходимо для цифровых технологий, и что цифровые технологии - это прогресс, даже если иногда это может выглядеть тревожно, как социальный или политический регресс. Более того, технологии хотят, чтобы вы думали, что инновации, которые они привносят на рынок, неизбежны. Так выглядит прогресс, и его нельзя остановить.

Этот нарратив самодовольный и вводящий в заблуждение. Как отмечает датский экономический географ Бент Фливбьерг (Bent Flyvbjerg) в книге "Рациональность и власть" (Rationality and Power, 1998), власть производит знания, нарративы и рациональность, которые способствуют построению той реальности, которую она хочет. Однако технологии, увековечивающие сексистские и расистские тенденции и усугубляющие неравенство, - это не прогресс. Изобретения далеко не неизбежны. Обращение с данными как с товаром является для компаний способом заработать деньги и не имеет никакого отношения к созданию хороших продуктов. Накопление данных - это способ накопления энергии. Вместо того, чтобы сосредотачиваться только на итогах, технологические компании могут и должны сделать лучше, чтобы создать онлайн-мир таким образом, чтобы он способствовал благополучию людей. И у нас есть много причин возражать учреждениям, собирающим и использующим наши данные так, как они это делают.

Среди этих причин - учреждения, не уважающие нашу автономию, наше право на самоуправление. Здесь играет роль более жесткая сторона власти. Цифровая эра до сих пор характеризовалась тем, что учреждения делали с нашими данными все, что хотели, недобросовестно обходя нашего согласия всякий раз, когда они думали, что им это сойдет с рук. В офлайновом мире такое поведение можно было бы назвать фактическим "воровством" или "принуждением". То, что это не называется в онлайн-мире, является еще одним свидетельством власти технологий над нарративами.
-2

Но это не все плохие новости. Да, учреждения в цифровую эпоху накопили конфиденциальность, но мы можем восстановить данные, которые ее поддерживают, и ограничить их сбор новыми данными. Фуко утверждал, что даже если власть конструирует человеческие объекты, у нас есть возможность сопротивляться власти и конструировать самих себя. Сила больших технологий выглядит и чувствуется очень солидной. Но карточный домик техники частично построен на лжи и воровстве. Экономика данных может быть нарушена. Технология - ничто без наших данных. Небольшой кусок регулирования, немного сопротивления со стороны граждан, несколько бизнесов, начинающих предлагать конфиденциальность как конкурентное преимущество, и все это может испариться.

Никто не осознает своей уязвимости больше, чем сами технологические компании. Именно поэтому они пытаются убедить нас в том, что в конце концов они действительно заботятся о конфиденциальности (несмотря на то, что говорят их юристы в суде). Вот почему они тратят миллионы долларов на лоббирование. Если бы они были так уверены в ценности своей продукции для блага пользователей и общества, им не пришлось бы так сильно лоббировать. Технологические компании злоупотребили своей властью, и пришло время им сопротивляться.

В цифровую эпоху сопротивление, вдохновленное злоупотреблением властью, было окрещено технологией. Злоупотребления властью напоминают нам о том, что для того, чтобы власть могла оказывать положительное влияние на общество, ее необходимо ограничить. Даже если вы являетесь любителем технологий, даже если вы думаете, что нет ничего плохого в том, что технологические компании и правительства делают с нашими данными, вы все равно должны хотеть, чтобы власть была ограничена, потому что никогда не знаешь, кто будет у власти следующим. Ваш новый премьер-министр может быть более авторитарным, чем старый; следующий генеральный директор следующей крупной технологической компании может быть не таким благосклонным, как те, кого мы видели до сих пор. Технологические компании помогали тоталитарным режимам в прошлом, и нет четкого различия между правительственным и корпоративным наблюдением. Бизнес обменивается данными с правительствами, а государственные учреждения - с компаниями.