Нью-Йорк (AP) — не так давно у Америки был роман с содой. Так вот, старое пламя овладело сердцем страны.
Поскольку во вторник в Нью-Йорке начинается запрет на продажу больших объемов газировки и других сладких напитков на некоторых предприятиях, ясно одно: газировка считалась как любимый напиток нации.
На его месте? Фаворит на протяжении большей части истории: обычная старая вода.
На протяжении более чем двух десятилетий сода была напитком № 1 в США, а ее потребление достигло пика в 1998 году на уровне 54 галлонов в год, сообщает industry tracker Beverage Digest. В то время американцы выпивали всего 42 галлона воды в год.
Но с годами, когда газировка все чаще попадала под огонь критики за то, что подпитывала растущий уровень ожирения в стране, вода тихо поднялась, чтобы сбить ее с первого места.
Сейчас американцы выпивают в среднем 44 галлона газировки в год, что на 17 процентов меньше, чем в 1998 году. За это же время среднее количество воды, которую пьют люди, увеличилось на 38 процентов и составило около 58 галлонов в год. Бутилированная вода привела к этому росту, а потребление почти удвоилось до 21 галлона в год.
Стивен Нго, адвокат гражданской защиты, бросил пить газировку год назад, когда начал бегать на триатлонах, и хотел более здоровый способ утолить свою жажду.
НГО, 34 года, имеет фильтр Brita для водопроводной воды, а также держит свою кладовую заполненной ящиками с бутилированной водой.
"Это может быть просто эффект плацебо или маркетинг, но на вкус он более четкий", - сказал Нго, который живет в Майами.
Эта тенденция отражает постоянно меняющиеся вкусы американцев; не так давно в истории вода из-под крана была главным напитком.
Но в 1980-х годах газированные безалкогольные напитки обогнали tap как самый популярный напиток, а Coca-Cola и PepsiCo поставили свои маркетинговые мускулы позади своих Cola с поддержкой знаменитостей от таких поп-звезд, как Майкл Джексон и комик Билл Косби.
Американцы продолжали пить больше газированного, сладкого напитка в течение примерно десяти лет. Затем магия газировки начала исчезать: все, от врачей до защитников здоровья и правительственных чиновников, обвиняли безалкогольные напитки в том, что они делают людей толстыми. Потребление начало снижаться после достижения максимума в конце 1990-х годов.
В то же время люди начали обращаться к бутилированной воде в качестве альтернативы. Его популярности способствовало появление одноразовых бутылок, которые было легко носить с собой.
До тех пор бутилированная вода продавалась в основном в "больших кувшинах и кулерах" для людей, которые не доверяли своему водоснабжению, сказал Джон Зихер, издатель журнала Beverage Digest.
Новая упаковка для безалкогольных напитков помогла ускорить рост бутилированной воды после молока и пива. Фактически, количество бутилированной воды, которую пьют американцы, росло почти каждый год на протяжении более чем двух десятилетий, в то время как оценки того, сколько люди пьют водопроводной воды, колебались вверх и вниз в течение этого времени. Если брать все вместе, то в 2008 году вода окончательно обогнала соду, сообщает Beverage Digest. (Трудно отследить, сколько водопроводной воды пьют люди и сколько используется для других вещей, таких как мытье посуды, поэтому эксперты оценивают потребление.)
Аналитики ожидают, что вода будет держаться на своем первом месте еще долгие годы. Но будут ли люди пить из-под крана или из бутылки-неизвестно.
Основываясь на текущих траекториях, Майкл Беллас, генеральный директор компании industry tracker Beverage Marketing Corp., прогнозирует, что только бутилированная вода может обогнать соду в течение следующего десятилетия. Это не считая усиленных и ароматизированных вод, которые быстро растут, но остаются небольшой частью индустрии бутилированной воды.
В настоящее время люди пьют 21 галлон бутилированной воды в год. Это сопоставимо с 37 галлонами другой воды, которая включает в себя водопроводную, игристую, ароматизированную и усиленную воду, такую как витаминная вода Coca-Cola.
Но есть множество факторов, которые могут склонить чашу весов в пользу водопроводной воды.
Из-за опасений, что пластиковые бутылки создают слишком много отходов, эксперты говорят, что бутилированная вода может быть поражена общественной реакцией, подобной той, которая обрушилась на содовую промышленность с толчками к запретам и налогам.
Это уже начинает происходить. Город Конкорд, штат Массачусетс. ранее в этом году запретили продажу бутылок с водой, которые стоят меньше литра. А университет Вермонта стал первым государственным университетом, запретившим продажу бутилированной воды в прошлом году.
Тем временем другие города проводят кампании по продвижению водопроводной воды. Нью-Йорк, который рекламирует высокое качество своей водопроводной воды, предлагает портативные фонтаны на мероприятиях по всему городу.
"Старый добрый маркетинг убедил людей, что они должны тратить много денег на бутилированную воду", - говорит Саломея Фрейд, руководитель нью-йоркской компании по распределению качественной воды.
Хотя такие компании, как Coca-Cola Co. и PepsiCo Inc. лучше бы люди покупали бутилированную воду, они еще больше вкладываются в то, чтобы заставить людей снова пить больше содовой.
Это потому, что газировка и другие напитки, которые делают компании, такие как спортивные напитки и соки, более прибыльны, чем бутилированная вода. С бутилированной водой люди, как правило, покупают все самое дешевое. Это привычка, которая заставляет компании держать цены относительно низкими, что съедает прибыль.
Именно поэтому компании так активно инвестируют в развивающиеся страны, такие как Китай и Индия, где аппетит к газировке продолжает расти.
И наоборот, в США ежегодные продажи соды более чем в пять раз превышают объем продаж бутилированной воды-75,7 миллиарда долларов в год, сообщает Beverage Digest. По объему сода всего в два раза превосходит бутилированную воду.
В Coca-Cola, производителе содовой № 1, три четверти ее объема в галлонах приходится на безалкогольные напитки, по сравнению с 8 процентами для ее бутилированной воды, включая Dasani. PepsiCo, производитель газировки № 2, получает 64 процента своего объема от безалкогольных напитков и только 7 процентов от бутилированной воды Aquafina.
Вот почему Coca-Cola, занимающая 13 процентов рынка бутилированной воды по сравнению с 10 процентами PepsiCo, похоже, не думает, что бутилированная вода когда-нибудь догонит содовую. В своем заявлении по электронной почте компания из Атланты отметила, что безалкогольные напитки остаются гораздо более широкой категорией, чем бутилированная вода, и что она видит "плюсы" для газированных напитков в течение следующих нескольких лет.
Однако компания добавила, что видит "большой потенциал" для бутилированной воды. Как и ее конкуренты, Coca-Cola заявила, что она сосредоточена на росте своего портфеля бутилированной воды с прибылью, предлагая такие бренды, как Smartwater и ее ароматизированная Vitaminwater, которые приносят более высокие цены.
Тем временем председатель правления и бывший генеральный директор Nestle Waters North America Ким Джеффри ждет момента, когда бутилированная вода окажется в центре внимания. Швейцарская компания Nestle, производящая Poland Spring, Nestle Pure Life, Deer Park и другие бренды, занимает почти половину рынка бутилированной воды.
На конференции индустрии напитков в конце прошлого года Джеффри отметил, что бутилированная вода-это "слон в комнате."
А учитывая все возрастающие предупреждения о чрезмерном потреблении калорий — в том числе из сока, молока и других сладких напитков — Джеффри сказал, что он уверен, что популярность воды будет продолжать расти.
"На протяжении тысячелетий вода была любимым напитком для людей", - сказал он. - А теперь мы возвращаемся к этому вопросу."