Прошло около 7 лет, с тех пор, как я решил проехать свой первый веломарафон. Сегодня я расскажу о своих первых экспериментах с велосипедом.
Летом 2013 я впервые решил проверить себя и свой велосипед Giant Revel 1 29er на длинной дистанции. Вариантов было 2: около 75 километров по бездорожью или 200 по асфальту. Несмотря на то, что Giant Revel это вполне себе маунтинбайк, хоть и совсем начального уровня, я почему-то решил проехать 200 километров по дороге, поучаствовав в бревете «Восточные Сказки» от команды велотуристического клуба «Вестланд Рандоннер». На преодоление маршрута по классике «бреветов 200» было отведено 13.5 часов. Если честно, в первый раз я вообще не думал, что уложусь в лимит.
После своего финиша со временем 11:01 я твердо решил, что при любых условиях я поеду самую первую в 2014 году «двухсотку». И вот время пришло. 7 января «KenigBicycle Team», а 11 января клуб «Вестланд Рандоннёр» проводят свои первые в 2014 году 200-километровые бреветы. Природа в Калининграде зимой крайне непредсказуема: могут сугробы быть по колено, может ливень пойти, а может все вместе, да еще и смениться ясным небом с температурой воздуха на Солнце чуть ли не градусов в +12 по Цельсию — все это благоприятными факторами для поездки не назовешь.
К концу 2013 года я сменил Giant Revel на Fuji Nevada 1.3 D в стандартной для него комплектации на 26-дюймовых колесах — найнеров в Калининграде почему-то было не найти. Шёл он тяжелее, поэтому я решил улучшить его ходовые характеристики, чтобы уложиться в отведенное время, даже в самых плохих погодных условиях.
В интренете есть ряд советов по ускорению MTB велосипедов, и самый актуальный из них на данный моменты: «сбросить с 20-ого этажа и купить шоссейник». Сейчас я понимаю, что плюс-минус так и надо было сделать, но 6 лет назад такой возможности не было, да и кайфа в шоссейниках я ещё не находил. Поэтому я обратился за помощью по модернизации велосипеда я обратился к механику Евгению Гречухину из мастерской «ПроСпорт», и он согласился принять участие в небольшом эксперименте.
Итак, первое, с чего мы начали — это резина. Если исключать ситуацию, что на дороге будет оледенение — замена резины со стандартной «Hutchinson Scorpion» на слики даст прирост в скорости и заметно расширит зону комфорта при езде по ровной дороге. Для эксперимента мы взяли бюджетные демисезонные слики от «CST Traveller City Classic».
Два теста на ровном мокром асфальте при давлении в шинах в 3.5 атмосферы показали прирост средней скорости приблизительно на 1.3 км/час. Допустимое давление в 5.5 атмосфер одинаково для обоих типов шин, но на сликах пятно сцепления сравнительно небольшое и с каждой закачанной атмосферой разница между горной и городской резиной чувствуется все больше.
Чтобы не тратить время на постоянное перекидывание резины с горной на городскую было решено собрать отдельно пару колес для асфальта и положительных температур. В новых колесах мы использовали фирменные 26-дюймовые обода «Prosport» изготовленные по чертежам Евгения.
Следующим этапом модернизации стала замена кассеты. На Fuji стояла популярная тогда туристическая трансмиссия 3x9. Для 9 скоростей в 2014 году выбор различных кассет был довольно широкий. Решающим фактор при выборе новой кассеты стало распределение зубцов на звездах. Мы рассмотрели два самых популярных: 11-34T и 11-32Т.
Сравнить можно было передаточные числа обоих кассет. Из курса механики можно вспомнить, что если упрощённо, то с увеличением передаточного числа, растет скорость, с уменьшением — растет проходимость. По маркировке создается впечатление, что разница только в 2 зубьях на первой звезде — но это только «вершина айсберга». Все звезды, за исключением самой маленькой, в кассете разные.
11-34T: 11 — 13 — 15 — 17 — 20 — 23 — 26 — 30 — 34;
11-32T: 11 — 12 — 14 — 16 — 18 — 21 — 24 — 28 — 32;
Как видно из графика на всех звездах, кроме последней, передаточные числа вырастут, соответственно увеличится скорость. По бездорожью я ездить не планировал, поэтому выбрал верхнюю.
С колесами закончили — они получились не только быстрые, но и довольно стильные.
До сборки:
После установки:
Следующий бюджетный способ модернизации — установка туклипсов. В идеале, кончено, поставить контактные педали, но в таком случае способ перестает быть бюджетным.
При круговом педалировании с использованием туклипсов или контактных педалей можно задействовать еще четыре группы мышц, тем самым перераспределить нагрузку. В городе к этому нужно немного привыкнуть, но за городом — минимум неудобства при очень эффективном распределении нагрузки при езде в горку, да и просто на длинных дистанциях.
Есть еще один вид модернизации, нетривиальный для маунтинбайков, но довольно действенный — это улучшение аэродинамики. Судя по многочисленным статьям в интернете лучший способ улучшить аэродинамику — установить лежаки «TranzX» и научиться использовать их длительное время. Пара заездов на той же дистанции, что и при тесте сликов показала, что принимая более аэродинамическую позу при езде в лежаками можно отыграть не 1 и не 2, а почти 4 километра в час! К тому же, в «лежачем положении» в работу интенсивнее включаются ягодичные мышцы. Идеальным вариантом было бы иметь еще и шлем аэродинамической формы — но это даже выглядело бы странно: парень на абсолютно не аэродинамичном бюджетном MTB в аэрошлеме за половину стоимости велосипеда.
Что получилось: на тестах среднюю скорость на ровных участка дороги удалось увеличить с 24.3 км/ч до 29.9 км/ч. В общем понятно, что уклон на трассе будет постоянно меняться, местами будет мешать ветер, постепенно начнет сказываться усталость-то есть держать постоянно скорость на уровне 30 км/ч даже при большом желании не выйдет, но за городом средняя скорость ниже 20 км/ч падать не должна, что в принципе, тогда меня устраивало.
Результат
11 января 2014 погода на трассе не самая плохая: +5, немного моросил дождь, но два раза я вымок почти полностью — обувь, носки и штаны приходилось менять. Ветер был не сильный и только в одном открытом месте после были сильные порывы прямо в лицо. Почти 2/3 пути я ехал один, два раза прокалывался и очень сильно устал. Отец вызвался подкинуть меня на машине с финиша домой — я уснул через 3 минуты, после того как сел в салон.
Через четырем месяца из Франции вернулась карточка участника. Зарегистрированное время: 10 часов 26 минут. Я уложился, но стоило это приличных усилий! Так что модернизация, скорее всего, того стоила, но через год я купил циклокросс, а через два — разделочник.
До сих пор с некоторым трепетом вспоминаю то время: что процесс подготовки, что прохождение маршрута — было весело и интересно.