Найти тему

Модернизируем MTB велосипед для вело-марафонов — эксперимент

Прошло около 7 лет, с тех пор, как я решил проехать свой первый веломарафон. Сегодня я расскажу о своих первых экспериментах с велосипедом.

Летом 2013 я впервые решил проверить себя и свой велосипед Giant Revel 1 29er на длинной дистанции. Вариантов было 2: около 75 километров по бездорожью или 200 по асфальту. Несмотря на то, что Giant Revel это вполне себе маунтинбайк, хоть и совсем начального уровня, я почему-то решил проехать 200 километров по дороге, поучаствовав в бревете «Восточные Сказки» от команды велотуристического клуба «Вестланд Рандоннер». На преодоление маршрута по классике «бреветов 200» было отведено 13.5 часов. Если честно, в первый раз я вообще не думал, что уложусь в лимит.

После своего финиша со временем 11:01 я твердо решил, что при любых условиях я поеду самую первую в 2014 году «двухсотку». И вот время пришло. 7 января «KenigBicycle Team», а 11 января клуб «Вестланд Рандоннёр» проводят свои первые в 2014 году 200-километровые бреветы. Природа в Калининграде зимой крайне непредсказуема: могут сугробы быть по колено, может ливень пойти, а может все вместе, да еще и смениться ясным небом с температурой воздуха на Солнце чуть ли не градусов в +12 по Цельсию — все это благоприятными факторами для поездки не назовешь.

К концу 2013 года я сменил Giant Revel на Fuji Nevada 1.3 D в стандартной для него комплектации на 26-дюймовых колесах — найнеров в Калининграде почему-то было не найти. Шёл он тяжелее, поэтому я решил улучшить его ходовые характеристики, чтобы уложиться в отведенное время, даже в самых плохих погодных условиях.

Fuji Nevada 1.3 D
Fuji Nevada 1.3 D

В интренете есть ряд советов по ускорению MTB велосипедов, и самый актуальный из них на данный моменты: «сбросить с 20-ого этажа и купить шоссейник». Сейчас я понимаю, что плюс-минус так и надо было сделать, но 6 лет назад такой возможности не было, да и кайфа в шоссейниках я ещё не находил. Поэтому я обратился за помощью по модернизации велосипеда я обратился к механику Евгению Гречухину из мастерской «ПроСпорт», и он согласился принять участие в небольшом эксперименте.

Итак, первое, с чего мы начали — это резина. Если исключать ситуацию, что на дороге будет оледенение — замена резины со стандартной «Hutchinson Scorpion» на слики даст прирост в скорости и заметно расширит зону комфорта при езде по ровной дороге. Для эксперимента мы взяли бюджетные демисезонные слики от «CST Traveller City Classic».

Покрышки CST Traveller City Classic
Покрышки CST Traveller City Classic

Два теста на ровном мокром асфальте при давлении в шинах в 3.5 атмосферы показали прирост средней скорости приблизительно на 1.3 км/час. Допустимое давление в 5.5 атмосфер одинаково для обоих типов шин, но на сликах пятно сцепления сравнительно небольшое и с каждой закачанной атмосферой разница между горной и городской резиной чувствуется все больше.

Чтобы не тратить время на постоянное перекидывание резины с горной на городскую было решено собрать отдельно пару колес для асфальта и положительных температур. В новых колесах мы использовали фирменные 26-дюймовые обода «Prosport» изготовленные по чертежам Евгения.

Колёса на ободах Prosport на заказ
Колёса на ободах Prosport на заказ

Следующим этапом модернизации стала замена кассеты. На Fuji стояла популярная тогда туристическая трансмиссия 3x9. Для 9 скоростей в 2014 году выбор различных кассет был довольно широкий. Решающим фактор при выборе новой кассеты стало распределение зубцов на звездах. Мы рассмотрели два самых популярных: 11-34T и 11-32Т.

Сравнить можно было передаточные числа обоих кассет. Из курса механики можно вспомнить, что если упрощённо, то с увеличением передаточного числа, растет скорость, с уменьшением — растет проходимость. По маркировке создается впечатление, что разница только в 2 зубьях на первой звезде — но это только «вершина айсберга». Все звезды, за исключением самой маленькой, в кассете разные.

11-34T: 11 — 13 — 15 — 17 — 20 — 23 — 26 — 30 — 34;

11-32T: 11 — 12 — 14 — 16 — 18 — 21 — 24 — 28 — 32;

График передаточных чисел для большей ведущей звезды (кривизна графиков аналогична для всех ведущих звезд)
График передаточных чисел для большей ведущей звезды (кривизна графиков аналогична для всех ведущих звезд)

Как видно из графика на всех звездах, кроме последней, передаточные числа вырастут, соответственно увеличится скорость. По бездорожью я ездить не планировал, поэтому выбрал верхнюю.

С колесами закончили — они получились не только быстрые, но и довольно стильные.

До сборки:

-5

После установки:

-6

Следующий бюджетный способ модернизации — установка туклипсов. В идеале, кончено, поставить контактные педали, но в таком случае способ перестает быть бюджетным.

Изображение взято с fitsport.ru.
Изображение взято с fitsport.ru.

При круговом педалировании с использованием туклипсов или контактных педалей можно задействовать еще четыре группы мышц, тем самым перераспределить нагрузку. В городе к этому нужно немного привыкнуть, но за городом — минимум неудобства при очень эффективном распределении нагрузки при езде в горку, да и просто на длинных дистанциях.

Есть еще один вид модернизации, нетривиальный для маунтинбайков, но довольно действенный — это улучшение аэродинамики. Судя по многочисленным статьям в интернете лучший способ улучшить аэродинамику — установить лежаки «TranzX» и научиться использовать их длительное время. Пара заездов на той же дистанции, что и при тесте сликов показала, что принимая более аэродинамическую позу при езде в лежаками можно отыграть не 1 и не 2, а почти 4 километра в час! К тому же, в «лежачем положении» в работу интенсивнее включаются ягодичные мышцы. Идеальным вариантом было бы иметь еще и шлем аэродинамической формы — но это даже выглядело бы странно: парень на абсолютно не аэродинамичном бюджетном MTB в аэрошлеме за половину стоимости велосипеда.

Фото лежаков после тестов зимой в грязюку.
Фото лежаков после тестов зимой в грязюку.

Что получилось: на тестах среднюю скорость на ровных участка дороги удалось увеличить с 24.3 км/ч до 29.9 км/ч. В общем понятно, что уклон на трассе будет постоянно меняться, местами будет мешать ветер, постепенно начнет сказываться усталость-то есть держать постоянно скорость на уровне 30 км/ч даже при большом желании не выйдет, но за городом средняя скорость ниже 20 км/ч падать не должна, что в принципе, тогда меня устраивало.

Результат

11 января 2014 погода на трассе не самая плохая: +5, немного моросил дождь, но два раза я вымок почти полностью — обувь, носки и штаны приходилось менять. Ветер был не сильный и только в одном открытом месте после были сильные порывы прямо в лицо. Почти 2/3 пути я ехал один, два раза прокалывался и очень сильно устал. Отец вызвался подкинуть меня на машине с финиша домой — я уснул через 3 минуты, после того как сел в салон.

Через четырем месяца из Франции вернулась карточка участника. Зарегистрированное время: 10 часов 26 минут. Я уложился, но стоило это приличных усилий! Так что модернизация, скорее всего, того стоила, но через год я купил циклокросс, а через два — разделочник.

Карточка участника бревета
Карточка участника бревета

До сих пор с некоторым трепетом вспоминаю то время: что процесс подготовки, что прохождение маршрута — было весело и интересно.