Найти в Дзене
Мир спорта

Рождение футбольной культуры в Бразилии ч.2

Часть первая Бразилия, футбол, культура, самобытность "Os ingles o inventaram, os brasileiros o aperfeiçoaram. " Англичане его изобрели, бразильцы его усовершенствовали. Пеле был не единственным, кто пострадал от той ночи, и чувство потери, боли и неудачи, которые последовали, просачиваясь в кровоток страны, переносится в его сердце. Все игроки, которые играли за Бразилию от этого поколения знали о Maracanazo, прежде чем они могли ходить или говорить. Для такого неравноправного и разделенного общества, как Бразилия, и с такой же тяжелой историей расы и рабства, футбол был побегом и празднованием единства, отсутствующего в повседневной жизни. Были ли они обречены жить с личностью, которая была связана с тем, что преследовало их так? Нельсон Родригес, известный бразильский писатель и поэт, резюмировал: "Наша катастрофа, наша Хиросима, была поражение Уругваем в 1950 году". Это может показаться драматичным для любого, кто не следит за этим видом спорта или, в любом случае, не знает, как гл
Оглавление
Сборная Бразилии на Чемпионате Мира 1958 года
Сборная Бразилии на Чемпионате Мира 1958 года

Часть первая

Бразилия, футбол, культура, самобытность

"Os ingles o inventaram, os brasileiros o aperfeiçoaram. "
Англичане его изобрели, бразильцы его усовершенствовали.

Пеле был не единственным, кто пострадал от той ночи, и чувство потери, боли и неудачи, которые последовали, просачиваясь в кровоток страны, переносится в его сердце. Все игроки, которые играли за Бразилию от этого поколения знали о Maracanazo, прежде чем они могли ходить или говорить. Для такого неравноправного и разделенного общества, как Бразилия, и с такой же тяжелой историей расы и рабства, футбол был побегом и празднованием единства, отсутствующего в повседневной жизни.

Были ли они обречены жить с личностью, которая была связана с тем, что преследовало их так? Нельсон Родригес, известный бразильский писатель и поэт, резюмировал: "Наша катастрофа, наша Хиросима, была поражение Уругваем в 1950 году".

Это может показаться драматичным для любого, кто не следит за этим видом спорта или, в любом случае, не знает, как глубокие корни футбола укоренились в Бразилии на протяжении веков. Поражение сыграло на их тонком чувстве собственного достоинства, неразрывно связанном с тем, что Родригес называет их "комплексом дворняжки".

Для болельщиков моего поколения, которые знают Бразилию как пятикратного чемпиона мира, так легко забыть, что 1958 год был первым в истории чемпионатом мира по футболу, что у них ушли годы на то, чтобы почувствовать вкус победы на международной арене. Но когда они объявили о себе миру, в эпоху, очень отличающуюся от нашей современной, глобализированной сцены, они сделали это в стиле, не похожем ни на каком другом. Термин O Jogo Bonito, "Прекрасная игра", имеет спорное происхождение, но именно Пеле, маленький мальчик из Бауру, названный в честь Томаса Эдисона, сделал бы его синонимом футбола.

Стиль владения мячом

В XVI веке на многочисленные бразильские табачные и сахарные плантации приезжали рабы из Западной Африки. Наряду со своим трудом эти рабы принесли с собой и свою культуру и религию, таким образом, неизгладимо формируя и воздействуя на свою новую страну. Одним из них было боевое искусство капоэйра - смесь танца, музыки и акробатики. Это искусство, разработанное в основном рабами из Анголы и Мозамбика, все чаще использовалось для насильственных мотивов, что привело к введению запрета на его использование к 1890 году. Но текучая грация и стилизованное насилие проникли в душу этого вида спорта, который бразильцы быстро приняли как свой собственный и терпеливо ждали его момента под яркими прожекторами. Момент, когда мяч можно было ласкать ногами, а не просто бить ногой по полю; прикосновение, которое отличает хорошего футболиста от великого.

Футбол в Бразилии навсегда изменился после 1950 года и навсегда отмечен. Внешне страна взяла вместо белого для своего комплекта теперь схож с иконами: желтый и зеленый. Тактически, произошла полная реорганизация. Формация W-M с отсутствием оборонительного прикрытия была заменена на 4-2-4, что в итоге привело команду к последовательным чемпионатам мира 1958 и 1962 годов.

Пока Пеле и Гарринча не появились и не привнесли в стиль чутье и воодушевление, которых не хватало с той ночи на "Маракане".

Чемпионат мира по футболу для Гарринча

Чили 1962 год должен был стать пиком партнерства Пеле-Гарринча, но проклятая травма Пеле в матче второго группового этапа Бразилии означала, что боги задумали что-то другое.

Гарринча
Гарринча

Гарринча всегда был сенсационным дрибблером, ловок с мячом обеими ногами; с короткими, интенсивными всплесками скорости. Теперь, призванный спасти свою страну в их время нужды, он поднялся на этот случай, особенно в играх против Англии и Чили, где он забил по одному мячу. То, что он участвовал в финале против Чехословакии, само по себе является чудом. После приостановки матча с Чили ФИФА мистически постановила, что Гарринча сыграет в финале. Такова была аура человека из Пау Гранде тем летом. Он бредит с сильной лихорадкой, но Бразилия защитила свой титул чемпиона мира, и Гарринча был назван выдающимся игроком турнира.

Неограниченный, постоянно улыбающийся, легкомысленный - Гарринчу по праву прозвали "Радостью народа". Все, что его волновало, это игра и ее детали. Еще в 1958 году, в окружении столпотворения товарищей по команде в Солне, Гарринча стоял в немом замешательстве, потому что считал, что это соревнование похоже на лигу, а Бразилии все равно приходилось дважды играть друг с другом. В 1962 году он, наверное, был более уличным, но никогда не переставал делать людей счастливыми. Это была его почти детская невинность на всю жизнь и красивая игра; сосуществование и постоянная борьба с демонами, которые преследовали его всю короткую жизнь, как и его отца до него.

Англия 1964

В 1964 году бразильские военные устроили переворот, и страна снова попала во власть консервативной диктатурой. На протяжении всей подготовки к чемпионату мира по футболу в Англии футболисты находились под огромным давлением со стороны нового военного правительства, отчаянно нуждавшегося в футболе для прикрытия печальных происшествий в стране. Результатом стал хаотичный тренировочный период и команда, которую Пеле назвал "неуклюжей коллекцией личностей".

Пеле

12 июля 1966 года Пеле и Гарринча забили гол, чтобы дать Бразилии победу со счетом 2:0 над Болгарией в парке Гудисона. Это была их последняя совместная игра, которую никто не мог предсказать на тот момент. Пеле был настолько забит, что его лишили шанса участвовать в следующей игре против Венгрии, а Бразилия проиграла со счетом 1:3. Это был последний матч Гарринчи. В последнем домашнем матче Бразилии против Португалии Пеле, который в течение всего турнира ухаживал за больным коленом, порвал связку, но вынужден был продолжить, так как замены допускались только для травмирования вратаря.

Для футбольного короля, сидящего в той раздевалке в Гудисон Парк после хромоты на одной ноге, футбол "перестал быть искусством, а вместо этого превратился в настоящую войну", и это было поле боя, в котором, как он думал, он не хотел участвовать; отсюда и поспешное решение объявить о своем выходе на международный уровень. Но мы все знаем, чем это обернулось.