Найти в Дзене

Гарри Поттер и Самооценка Грамотности

Оглавление

Продолжение предыдущей статьи

Данное исследование направлено на выяснение того, способствует ли (и если да, то каким образом) "Гарри Поттер" развитию у детей самооценки грамотности, что может быть полезным для развития позитивного самосознания как читателя и для улучшения успеваемости детей по английскому языку и другим школьным предметам.

Метод исследования

Исследование включало две начальные школы (PS1, PS2) и две средние школы (SS1, SS2) на северо-западе Англии и проводилось в период с ноября 2012 года по июнь 2013 года. На первом этапе исследования был проведен опрос 621 респондента (N = 621), в котором 56% учащихся начальной и 48% средней школы идентифицировали себя как читателей "Поттера", то есть прочитали хотя бы одну из книг. Из этой подвыборки было приглашено 76 "энтузиастов" (34 мальчика и 42 девочки) для участия в однополых фокус-группах. "Энтузиастами" были определены дети, сообщившие в своей анкете, что они прочитали четыре или более романов "Поттера", хотя для того, чтобы иметь достаточное количество участников, планку опустили до двух романов для мальчиков и девочек на PS1 и для мальчиков на PS2 и SS2. Всего было проведено 11 фокус-групп однополых респондентов: по одному мальчику и одной девочке в каждой начальной школе, и четыре девочки и три мальчика в двух средних школах.

https://pixabay.com/images/id-2404482/
https://pixabay.com/images/id-2404482/

Фокус-группы могут вызывать насыщенную, многогранную (иногда контрастную) реакцию, поскольку участники разговаривают друг с другом, а также с куратором. Они обеспечивают контекст, который может быть менее пугающим, чем интервью один на один с неизвестным исследователем (Cohen et al., 2011). Были выбраны однополые группы, так как была уверенность, что это позволит детям чувствовать себя более комфортно, если они захотят поговорить о гендерных вопросах. За исключением затянутой дискуссии с тремя очень застенчивыми девушками на PS1 - все группы были открытыми и оживленными, и ученики в основном уважали позицию друг друга. Детей поощряли нарушать молчание, разговаривать друг с другом, а также реагировать на замечания других членов и опираться на них. Семь книг Поттера присутствовали в каждой группе, чтобы напомнить о названиях и их последовательности, а также подчеркнуть, что говорили, в основном, о книгах - так как также задавались и конкретные вопросы о фильмах.

Вопросы исследования, касающиеся воспринимаемых достижений, были следующими:

  1. Считают ли дети, что Гарри Поттер помог им улучшить навыки чтения? Если да, то каким образом?
  2. Считают ли они, что книги изменили их отношение к чтению? К художественной литературе?
  3. Существуют ли гендерные тенденции?

Уровень чтения и словарный запас

Анкеты показали, что книги Роулинг вдохновили большинство читателей "Поттера" на то, чтобы читать больше книг в целом, исследовать книги труднее, чем "Поттер" и читать больше художественной литературы. Ни пол, ни школьная ступень - не оказали существенного влияния на эти результаты. Чтобы убедиться в том, что книги "Поттера" внесли свой вклад в развитие самооценки грамотности детей - у учеников спросили, считают ли они, что чтение серии книг улучшило их чтение в более широком смысле. Первая категория, к которой обратились, касалась предполагаемого уровня чтения, словарного запаса и орфографии. В анкетах 95% читателей оценили книги как "легкие" или "нормальные". Соответственно, очень немногие участники фокус-групп сообщили о том, что нашли "Гарри Поттера" трудночитаемым. Некоторые ученики связали это "легкое чтение" с простым словарным запасом, используемым Роулинг (см. также Holden, 2000), как указано в следующих комментариях:

Несмотря на то, что он стал более зрелым, словарный запас всегда был одним и тем же.
(мальчик из SS2)

На вопрос, согласен ли он с тем, что средства массовой информации преподнесли книги Поттера как "чудо" для детской грамотности - мальчик ответил: "Нет, я думаю, что это в значительной степени это преувеличено". Напротив, многие другие энтузиасты утверждали, что их навыки и практика чтения улучшились в результате чтения этих книг:

"Когда я впервые прочитала их, это было довольно сложно - тогда я поняла, что это такое, и тогда мой отец всегда говорил мне: "Напиши слова, значение которых ты не знаешь и попытайся произнести их, как только закончишь книгу, и у тебя будет куча слов - посмотри их в словаре". И я прочитаю его еще раз и пойму слова"

Эта цитата иллюстрирует важность домашней практики в развитии самооценки грамотности у детей, так как эта ученица научилась у своего отца конкретной стратегии построения словарного запаса.

И даже на этом ещё не всё...