Да-да, я знаю, что это не дорама, но об этом фильме напишу по нескольким причинам.
№1 Режиссер и соавтор сценария - всем известный Пон Чжун Хо (Воспоминания об убийстве, Паразиты)
№2 В фильме играет целая плеяда талантливых актеров с разных континентов.
№3 Аллегории, метафоры, символизм.
№4 Антиутопия+артхаус в одном лице)
Итак, теперь по порядку.
Пон Чжун Хо
стал открытием 2019 года не только для всего мира, но и для меня в том числе. Признаюсь, что до этого я не видела ни одного фильма, снятого этим режиссером. Теперь же могу сказать, что я даже в какой-то степени опытный зритель его картин - все-таки третью посмотрела)))))
Фильмы Пон Чжун Хо отличаются мрачностью, кое-где даже излишней жестокостью. Режиссер любит метафоры и символизм (прямо как я))) и не боится использовать их как основание для своих картин. Он не боится быть непонятым, что, к сожалению, очень часто происходит.
Еще Пон Чжун Хо любит снимать в своих фильмах Сон Кан Хо))) (Их отношения чем-то напоминают мне кумовство Адама Сендлера и Роба Шнайдера)). Ну вот, посудите сами: Сон Кан Хо снялся в Воспоминании об убийстве, Паразитах, Сквозь снег, Вторжение динозавра (The Host).
Актерский состав
- это вообще отдельная история. Мне почему-то очень нравятся международные фильмы. Основная масса из них сделана качественно и по сюжету интересные. Почему так? Да потому что интернациональный фильм - это масса вложенных денег, которые нужно обязательно отбить. Поэтому, в такие фильмы стараются выбрать самых топовых и самых талантливых.
Здесь помимо Сон Кан Хо играет еще Крис Эванс, Октавия Спенсер, Тильда Суинтон, Джон Хёрт, Эд Харрис (которому идут роли философски-настроенных "богов" как, например, еще и в Шоу Трумена).
Конечно же, актеры сами по себе не могут сделать фильм обалденным. И тут на помощь приходит сюжет.
Сюжет
Есть некий поезд, такой себе рай для выживших, который на бешеной скорости несется по железной дороге, огибающий все континенты. Раз в год они пересекают Мост Екатерины и это является отправной точкой для отсчета Нового года. В фильме во время пересечения моста звучат слова: "я не хочу опять становиться на год старше!" - это прямая отсылка к корейской культуре.
Руководит этим поездом некий Вилфорд - создатель вечного двигателя и человек, пустивший в свой поезд выживших 17 лет назад после резкого похолодания.
Как и все наше общество, поезд состоит из нескольких частей: голова поезда - управление, самоназначенный "бог", затем идут вагоны богатых счастливчиков, прожигающих жизнь в наркотическом забвении и мехах, затем вагоны с садами и животными, и самые последние вагоны - это низшие слои общества, вынужденные питаться протеиновыми брикетами и жить в грязи.
Время от времени они пытаются начать революцию, которая замирает особо не раскрутившись. Пока не появляется Кёртис, который уже не может терпеть издевательства над своими людьми и готов к бою.
Весь этот поезд - это чудесное олицетворение человеческого общества, в котором маленькая кучка "избранных" живет на всем готовом, топчась по головам нуждающихся.
Антиутопия + артхаус
Если вы смотрели тех же Паразитов, Я киборг, но это нормально, Прекрасный вампир, Пена дней, Наука сна - то вы знаете, что такое артхаус.
Голодные игры, Дивергент, V - значит Вендетта, Эквилибриум, Эллизиум - это яркие представители антиутопии. Вообще, я очень уважаю антиутопию как в фильмах, так и в книгах, и если вам есть что посоветовать мне - буду благодарна).
"Сквозь снег" объединил в себе два этих жанра: перед нами антиутопический мир, в котором жизнь теплится только в этом призрачном поезде. Артхаус выступает в моменты изображения гротескных персонажей - например, Мейсон (Тильда Суинтон), вагона с оранжереей, который контрастирует с грязью и нищетой бедных, "вечного" двигателя, который окрестили священным, и который скрывает в себе нечто жуткое и непонятное на мой взгляд.
Финал
фильма довольно странный, потому что тоже непонятный. ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕР))
Нам показывают двоих выживших в жутком крушении поезда - 17-и летнюю девочку Йону и пятилетнего мальчика (забыла его имя, сорри). Одетые в теплые полушубки и унты, они выходят в бескрайние снежные горы и видят вдали белого медведя.
И тут начинаются странности.
Есть два развития этого сюжета:
1. Зарождение новой жизни на Земле.
Возможно, Йона и малыш как-то выберутся из снегов и попадут в ту часть земли, где жарко (а мы знаем, что в Африке до сих пор жарко, об этом говорят в самом поезде). Малыш вырастет и они станут новыми Адамом и Евой, они начнут новую жизнь с чистого листа, потому что все грешники погибли. Ведь если есть на свете живой медведь, значит, есть и еда - зверь выглядел достаточно откормленным. А это значит, что с голоду дети не помрут)
2. Смерть всему.
Этот вариант более правдоподобен. Медведь засёк детей в тот же момент, как и они увидели его. Если еды маловато, то он вскоре придет полакомиться молодым мясом.))
Вывод.
Что сказать, Мне нравится даже не сам фильм, а ощущение, которое он после себя оставил. После таких картин я потом долго еще думаю над всем, осмысляю происходящее и увиденное.
Кино, в котором все главные герои в итоге оказываются просто средством, в не целью.
Если фильм оставил двоякое чувство в вашей душе - это хорошо, значит, у вас сложилось свое личное мнение о нем. И вывод из этого: режиссер и команда постарались.
Конечно же, я начиталась достаточно негативных комментов по поводу фильма. Он как и "Реал" - очень неоднозначен (но намного проще в понимании. И, кстати, мне грустно, что люди так боятся Реала и не могут оценить этот фильм!).
Поэтому, я повторяю снова и снова: если хочется просто зрелищ без шевеления мозгами, то смотрите супергеройские фильмы (которые я, кстати, тоже очень люблю), тупые комедии. Если же вам нравится процесс мышления, анализа, сопоставления - просмотр такого фильма точно не навредит.