2,1K подписчиков

Классики марксизма об армянах и ритуальной проституции.

4,9K прочитали
И миф об армянофобии Маркса и Энгельса.

Продолжаем разбор антиармянских цитат знаменитостей в изложении азербайджанской пропаганды.

Сегодня поговорим про Карла Маркса и Фридриха Энгельса (как говаривал чукча в бородатом анекдоте, оказывается Маркс, Энгельс и Ленин - это три разных человека).

Если верить азерпропу, они во всю Ивановскую трубили о безнравственности армянских женщин и популярной среди них с древнейших времён и до наших дней ритуальной проституции. Вот ничего в мире Карла и Фридриха так не интересовало, как сексуальная жизнь армянок. Прямо кушать не могли.

Один вариант высказывания, якобы принадлежавшего Энгельсу, приведён в начале статьи. Далее не будем цитировать безграмотных троллей на разнообразных интернет-помойках с окончанием на AZ в наименованиях, а обратимся к трудам уже упоминавшегося нами в предыдущем посте борца с армянским фашизмом, Исмаилова Амрали Аббас оглу.

Исмаилов, Амрали Аббас оглу. Идеология,  философия и преступления армянства и армянского фашизма / А. А.  Исмаилов; ред.: Н. Гахраманова, Х. Мамедов.- Баку: Ляман Няшрийят  Полиграфия, 2018  Страница 11
Исмаилов, Амрали Аббас оглу. Идеология, философия и преступления армянства и армянского фашизма / А. А. Исмаилов; ред.: Н. Гахраманова, Х. Мамедов.- Баку: Ляман Няшрийят Полиграфия, 2018 Страница 11

Исмаилов, Амрали Аббас оглу. Идеология,  философия и преступления армянства и армянского фашизма / А. А.  Исмаилов; ред.: Н. Гахраманова, Х. Мамедов.- Баку: Ляман Няшрийят  Полиграфия, 2018  Страница 12
Исмаилов, Амрали Аббас оглу. Идеология, философия и преступления армянства и армянского фашизма / А. А. Исмаилов; ред.: Н. Гахраманова, Х. Мамедов.- Баку: Ляман Няшрийят Полиграфия, 2018 Страница 12

Необходимое лирическое отступление. Прискорбно, что ложного мнения о якобы присущей Марксу армянофобии придерживается такой уважаемый мною человек как Вадим Арутюнов (в своём ролике Каменный спор, слушайте с 11 минуты 9 секунды). Пишу сие отнюдь не из-за любви к Марксу, а справедливости ради.

А теперь, возвращаясь к теме статьи, даю лайфхак. Чтобы найти интересующие нас цитаты Маркса и Энгельса в его трудах совсем не нужно перечитывать "Полное собрание" их сочинений в бумажном виде. Всё это есть в электронном виде (Ссылка). Открываем по очереди каждый том собрания сочинений и забиваем в поисковик слова "армяне" и "Армения".

И что же мы видим. Ритуальная проституция армянок (тем более античная), даже если бы таковая и имела место быть, Маркса и Энгельса интересовала в последнюю очередь (с семейными и интимными делами и у того и у другого было всё в полном порядке).

Упоминания же армянского народа в их сочинениях, статьях и письмах связаны почти исключительно с так называемым "Восточным вопросом" - комплексом международных противоречий, связанных со соперничеством европейских держав, деливших шкуру не убитой, но уже издыхавшей Османской империи. Особо ярко оные противоречия обострились в середине 19 века и вылились в Крымскую войну, с которой и связана большая часть публицистических текстов Маркса и Энгельса, где упоминаются армяне как один из народов, находившихся под властью османов. Скажем прямо, царскую Россию основоположники марксизма очень и очень не любили и выступали за её поражение в войне. НО и по поводу Турции иллюзий не питали, также как и Россию считали реакционной силой и желали подвластным ей народам, в том числе и армянам, национального освобождения, но без замены турецкого гнёта на гнёт российский или какой-либо другой.

Так, в статье "Турецкий вопрос", написанной для передовицы американской газеты «New-York Daily Tribune» No 3746, 19 апреля 1853 года Энгельс заявляет следующее:

Факт остается фактом — от турок следует освободиться. Тем не менее утверждать, что это можно сделать лишь путем замены турок русскими или австрийцами, значит одновременно утверждать, что теперешнее политическое состояние Европы будет продолжаться вечно.

[К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. Государственное издание политической литературы. Москва. 1957 год. Том 9, cтраница 26].

Кроме того, в собрании сочинений есть письмо Ф. Энгельса есть письмо к армянскому марксисту Иосифу Атабекяну, переводчику "Манифеста коммунистической партии" и статьи "Развитие социализма" на армянский язык (подробнее здесь.). Прочтите текст и убедитесь, что армянофобом Энгельс не был от слова совсем (процитирую самый смак):

Кроме того, как я ни благодарен Вам за Ваше интересное описание положения в Армении, все же я не могу считать правильным и разумным высказывать суждения о вещах, о которых я узнал не в результате собственного исследования. И тем более в данном случае, когда речь идет об угнетенном народе, который имеет несчастье находиться между Сциллой турецкого и Харибдой русского деспотизма, причем, русский царизм спекулирует на роли освободителя, а лакейская русская пресса не упускает случая использовать каждое слово сочувствия освобождению армян в интересах агрессивного царизма.
Но, если говорить откровенно, мое личное мнение таково, что освобождение Армении от турок, а также и от русских станет возможным лишь в тот день, когда русский царизм будет свергнут. Самые лучшие пожелания вашему народу.
Преданный Вам Ф. Энгельс

Слюшай Энгельс да? Какой Армения? Это же исконные турецко-азербайджанские земли, куда армян завёз Грибоедов из индийского штата Гуджарат!

Так, а что же всё таки насчёт ритуальной проституции и пресловутой Анаит, спросите вы? А вы знаете, да, "ритуальная проституция" и "Анаитис" упомянуты в двух предложениях в такой работе Энгельса как " «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Но и тут малограмотные пропагандисты умудрились малость переврать.

вавилонские женщины должны были раз в год отдаваться "мужчинам в храме Милитты; другие народы Передней Азии посылали своих девушек на целые годы в храм Анаитис, где они должны были предаваться свободной любви со своими избранниками, прежде чем получить право на вступление в брак; подобные обычаи, облечённые в религиозную оболочку, свойственны почти всем азиатским народам, живущим между Средиземным морем и Гангом.

И далее

Отдаваться за деньги было первоначально религиозным актом; это происходило в храме богини любви, и деньги шли в первое время в сокровищницу храма. Гиеродулы Анаитис в Армении, Афродиты в Коринфе, а также состоящие при храмах религиозные танцовщицы Индии, так называемые баядерки (искаженное португальское bailadeira —танцовщица), были первыми проститутками.

[К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. Государственное издание политической литературы. Москва. 1957 год. Том 21, cтраницы 55 и 69]

Понятно? Речь только о храме Анаитис в Армении (Армения ведь в древности была многонациональной страной, не так ли, азерпропы?), куда дочерей посылали народы Передней Азии. Конкретно армяне и армянские девушки тут не упомянуты.

Чтобы никто не орал, что армяне переврали текст русского издания скрины с первого издания "Происхождения..." на немецком языке 1884 года:

И миф об армянофобии Маркса и Энгельса.-4
И миф об армянофобии Маркса и Энгельса.-5

Что касается самого факта проституции в храме Анаит, то об этом, как я писал уже ранее, сообщал Страбон. Но с оговорочкой, что сей обычай армяне заимствовали от мидийцев.

И вот тут бы азербайджанским и определиться. Либо они таки потомки огузов, появившиеся в исторической Мидии Атропатене в 11-13 веках и тогда отношения к тому древнему обычаю они не имеют. Или же они таки отуреченные потомки древних мидийцев - тогда нечего на армян кивать. Мидийцы в это деле были пионерами (Если верить Страбону конечно же).

Ещё статьи по теме:

Богиня Анаит и ритуальная проституция в языческой Армении.

Богиня Анаит и святой Григорий Просветитель.

Про русофобию Карла Маркса.

Выступал ли Карл Маркс против института семьи, а немецкие анабаптисты за общность жён?

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427