На родине моей мамы, в центральной Белоруссии, природа кротка и картинна, доверчива и благорасположена к человеку. В лесах можно ходить, а не продираться, в Нёмане можно купаться в любом месте, не боясь утонуть в болоте. Местные комары, прежде чем попить твоей кровушки, сначала вежливо спрашивают разрешение. На чистом белорусском. Природа здесь носит на себе следы вежливого, но настойчивого изменения человеком под свои нужды. Но сделано это без насилия, как-то гармонично. И поэтому здесь красиво, но не страшно.
А теперь я поделюсь сакральными сведениями, которые не очень-то охотно становятся достоянием общественности. Только в последние годы над этой информацией приоткрывают завесу таинственности. В Белорусском Полесье вообще был долгое время дефицит женщин (баб в простонародье). И их приходилось выпиливать из дерева - их того материала, который был под рукой. Некоторые, из ценных пород сосны, были ничего, - трудолюбивые и старательные, хотя с лица - тяпка тяпкой! А другие - так себе, занозистые и пустые, иногда даже и трухлявые - тут уж как получится. Не каждому Пигмалиону, в общем, везло с первого раза. Это сейчас можно купить женщину в магазине, если в жизни не складывается, а раньше такого не было. Хочешь - стругай сам!
Кстати, тех деревянных баб, которые плохо себя вели, выносили из изб. И просто вкапывали в землю на берегу Нёмана - и переставали заботиться. Поэтому местные племена и назывались древляне. В жилах этих людей кроме крови, до сих пор течет смола и сами они, если что, потеют дёгтем.
Древляне сухи телом, легко намокают, а зимой от холода звенят и иногда потрескивают. Они хорошо плавают и любят сплавляться по рекам и озерам. За телом древлянина ухаживать не сложно, хотя к старости из него вместо песка начинает сыпаться труха. В общем, все бы ничего, если бы не короеды. Но с ними приучились бороться, тщательно проспиртовывая тело "Зубровкой". Это самый главный ритуал древлянина, который он тщательно блюдет и выполняет особенно трепетно и основательно и зимой и летом.
Поэты и писатели нашей земли активно использовали тему леса (и деревьев в частности) в своих произведениях. У них деревья были одушевлены: разговаривают друг с другом, и авторам понятен этот язык. Родня всё-таки!
Поляне (киевская высшая власть, всё такое) неуважительно относились к древлянам, считали их народом отсталым и дремучим. Вот что пишет автор "Повести временных лет": "...А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды...."
Ну да, верно. Возле воды росла ива - из нее получались самые гибкие и стройные бабы. Правда, их не строгали, а выплетали из лозы. Браков не бывало - это точно. Какой тут брак?! Если вышло нехорошо - приходилось всё переделывать! Убивали друг друга только по необходимости - когда надо было истопить баню или протопить дом - и то, только баб. Ели да, нечисто - руки не мыли - боялись повредить отшлифованные ладони. Но зато как ели?! Картошку в мундирах (с XVII века), свиные ноги в кожуре и грибы в собственном соку, прямо с муравьями, а рыбу запекали прямо в чешуе. Но это, извините, особенности национальной кухни!
Я - сын древлянки и дреговича (о них - в другой раз) и каждый раз трепещу, когда при мне мучают насекомое, плюют в колодец или ломают без нужды веточку. Даже на вербное воскресенье.
Чуть не забыл - главная мысль этой записи - берегите природу, люди!