Медицина представляет собой важную сферу жизнедеятельности человека, основной целью которой является сохранение жизни и здоровья людей. В последние годы медицинская наука достигла больших успехов в профилактике и лечении многих заболеваний, считавшихся ранее либо вовсе неизлечимыми, либо трудно поддающимися лечению.
Человек обращается в больницу или поликлинику, когда его что-то беспокоит. И главное в профессиональной деятельности медиков – укрепление и поддержание здоровья. Личность врача, а именно его моральный облик и профессиональная подготовка – две основные составляющие, которые в конечном итоге определяют успех лечения больных и влияют на качество всей системы здравоохранения.Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время уровень недоверия к медицинскому персоналу стремительно растет, поэтому необходимо как можно быстрее поднять данный вопрос в системе здравоохранения и выяснить, а по возможности устранить причины недоверия пациентов. На первом национальном съезде врачей, который прошёл 5 октября 2012 года впервые обсудили «наболевшие» вопросы самой медицины. После съезда на сайте газеты-журнала «Комсомольская правда» опубликовали соцопрос на тему «Доверяете ли вы врачам?» и после подведения итогов люди приняли данную тему за действительно важную проблему, которая обсуждается и по сей день.
В 2012 году впервые опубликовали результаты соцопроса недоверия пациентов к медицинскому персоналу и получили такие цифры: больше трети пациентов (38%) заявили, что категорически не верят людям в белых халатах. Почти половина - 49% - сообщили, что доверяют лишь некоторым медикам - обычно одному-двум «своим», давно знакомым докторам.
Следующий подсчёт прошёл в январе 2016 года. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, по результатам которого оказалось, что степень доверия россиян к врачам составляет 3,46 баллов по пятибалльной шкале – это 8-я строка из 13-ти. Больше 40% россиян не доверяют врачебным диагнозам и предпочитают перепроверять назначения медиков. Не самый лучший показатель для профессии, от которой зависят наши жизни.
Социологи также выяснили, что в случае врачебной ошибки 42% первым делом пойдут в прокуратуру.
В 2019 году 41% опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМом) заявили, что перепроверяли поставленный врачом диагноз. Опрос проводился в декабре 2019 года методом телефонного интервью случайной выборкой стационарных и мобильных телефонов на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории России. В опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет.
В городах-миллионниках перепроверять диагноз или назначенные лекарства за последние три—пять лет приходилось большему количеству респондентов (48%), чем россиянам из крупных городов численностью 500–950 тыс. жителей (39%).
Чаще за консультациями к другим специалистам с теми же жалобами обращались опрошенные в возрасте от 25 до 44 лет (50%). Доверие врачам выше у россиян старше 60 лет — 73%.
Три четверти опрошенных (75%) считают, что работа медицинских учреждений должна контролироваться независимой структурой, например страховой компанией.
Врачи крайне загружены — официальный шаг приема в поликлинике, согласно рекомендациям Минздрава, 12 минут. Врач часто выглядит человеком не лечащим, а пишущим, особенно в осенне-зимний пик заболеваемости, и поставлен перед выбором — либо заполнять документы, либо больше времени уделить пациенту, но тогда его и учреждение может оштрафовать страховая компания за неправильно оформленную документацию. Медики работают часто на полторы-две ставки, иногда рабочая смена медицинского специалиста может длиться 32 часа. От таких перегрузок страдает качество оказания услуг. Это также сказывается на отношении к пациентам: многие врачи не имеют возможности повышать свою квалификацию, уровень своих медицинских знаний, потому что у них нет элементарно на это денег и времени. К тому же качество изначального профессионального медицинского образования у нас не соответствует современным требованиям. Те из пациентов, кто может себе это позволить, обращаются в частные клиники, но они не панацея: недобросовестные частные медицинские учреждения могут быть заинтересованы в «раскрутке» клиента на деньги, чтобы он сделал как можно больше исследований и проходил как можно более дорогое и длительное лечение.Основными проблемами медицины респонденты назвали нехватку врачей и оборудования, недоступность медицинской помощи
Ошибки - из-за нехватки практики
Прежде всего выяснилось: доктора уже признают, что:
- Современные выпускники медвузов зачастую не способны оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить кровотечение, - рассказал в своем выступлении ректор Первого московского медуниверситета Петр Глыбочко. При этом ректор подчеркнул, что выпускники «владеют академическими знаниями по фундаментальным дисциплинам».
- Более 75% хирургических ошибок происходит оттого, что у врачей не хватает мануальных (практических. - Прим. ред.) навыков, - обнародовал ужасающую статистику руководитель отделения неотложной нейрохирургии московского НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского Владимир Крылов. При этом государство продолжает вливать огромные деньги в модернизацию здравоохранения, в том числе закупку новейшей медтехники. «В некоторых регионах новое оборудование ни разу не было использовано или используется крайне редко, - рассказал Владимир Крылов. Причина - нехватка или полное отсутствие специалистов, умеющих управляться с «умными машинами».
Одна мысль о необходимости обратиться к доктору повергает большинство обычных людей в уныние. Россияне начинают искать врача через знакомых, листают мегабайты интернет-страниц и в итоге идут в клинику с тяжелым чувством предстоящего обмана.
Союз «врачи и пациент» изначально подразумевает тягу к контакту с обеих сторон. Причем, в первую очередь, именно врач должен инициировать общение с пациентом, учитывая, что перед ним больной человек.
Исследования показали, что лечение более эффективно для тех пациентов, которые считают, что врач относится к ним с большим уважением, всегда готов выслушать и обсудить с ними процесс лечения. Что важно: успех лечения, в свою очередь, повышает доверие к врачу. 72% пациентов с ВИЧ, лечение которых дало результаты, регулярно приходили на прием. Среди тех пациентов, кто пока не дождался эффекта, таких было лишь 59%. В ходе другого эксперимента было показано, что присутствие доброжелательного и эмпатичного врача повышает порог болевой чувствительности у пациента. По данным опроса, проведенного в США, 93,1% граждан хотят задавать вопросы врачу и вместе с ним обсуждать его назначения (94%). Это не значит, что пациенты стремятся оспаривать мнение врача - лишь 17% сообщили, что могут возразить против назначенного лечения. Правда, только 14% пациентов уверены, что с доктором спорить нельзя, а 15,2% считают, что это даже опасно: вдруг врач станет хуже лечить. Сами врачи считают, что это не лучший вариант общения «доктор-пациент»: если больной ничего не понял, он не будет лечиться.
Наконец, врачи зачастую сами являются антирекламой собственных рекомендаций. Оказывается, медицинская одежда и имидж в целом очень сильно влияет на уровень доверия пациентов к врачам. Было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что врачи, одетые по правилам, больше понравились пациентам несмотря на то, что задавали одни и те же вопросы, выполняли те же манипуляции. Интересное изучение на тему имиджа врача было проведено в Белгородской области: 75% респондентов ответили, что им не важна прическа врача, 15% желали бы видеть врача с аккуратно собранными волосами, а 10% ответили, что признают только короткую стрижку. 50% опрошенных не обращают никакого внимания на украшения, которые носит врач, но в то же время каждый третий из них предпочтет обратиться к доктору с обручальным кольцом. По мнению пациентов, это не только статус, но и признак ответственности человека. Что касается косметики и парфюма, то посетителям приятно видеть ухоженного, стильного доктора, но все должно быть в меру, ненавязчиво и неброско. Спокойная, понятная речь без обилия профессиональных терминов и малознакомых слов-такое общение предпочли почти 70% обратившихся.
Если врач должен стремиться вылечить, то пациенту желательно хотеть лечиться и делать это. Одна из основных проблем, на которую указывают все врачи (пожалуй, за исключением патологоанатома) – это сознательный или неосознанный отказ пациентов следовать указаниям врача.
Можно выделить следующие самые распространенные модели поведения пациентов, приводящие к ухудшению качества лечения или вовсе отсутствию эффекта:
* отказ от приема назначенного врачом препарата. Мотив: «забыл», личное мнение об целесообразности приема препарата;
* нерегулярный прием лекарства. Мотив: «забыл», лень;
* замена назначенного препарата на более дешевый дженерик. Мотив: «действующее вещество то же – зачем платить больше?»;
* замена назначенного препарата на принципиально другое лекарство или метод (средство) альтернативной медицины. Мотив: «соседке помогло», «по телевизору рекомендовали»;
* уменьшение дозировки принимаемого лекарства. Мотив: «экономия»;
* увеличение дозировки принимаемого лекарства. Мотив: личное мнение об эффективности препарата;
* сочетание назначенного лекарства с другими препаратами и методами лечения, о которых неизвестно врачу. Мотив: «соседке помогло», личное мнение о способах лечения болезни.
По данным исследования 1984 года, половина пациентов, даже при ухудшении состояния, не соблюдают рекомендации врачей и не идут на прием в клинику. Сегодня эта цифра еще выше.
Среди тех, кто все-таки лечится, значительная часть прекращает прием лекарств сразу, как только наступает улучшение. И через некоторое время снова попадают к врачу из-за недолеченного заболевания. Врачи больниц говорят, что даже госпитализированного пациента хватает на 5-7 дней строгого режима, а после этого он начинает всячески манкировать предписаниями врача.
Ученые сообщают, что пациенты-мужчины ждут от идеального врача демонстрации его профессионализма и остроты ума, а женщины, в первую очередь, рассчитывают на сопереживание и сочувствие. В реальности же обычный врач обычной российской поликлиники имеет 10-12 минут времени на одного пациента и зачастую оказывается не в состоянии демонстрировать ни ум, ни сочувствие.
Причем те немногие врачи, которым удается сохранять доверительные отношения с пациентами, ценятся последними на вес золота. Практика показывает, что при обращении в клинику большинство больных готовы тратить время на ожидание «своего» врача, а не идти к свободному, но неизвестному для них доктору.
Наконец, пациенты, обращаясь к врачу, ждут чуда. Жизни в современной России свойственно сочетание тревожной социальной обстановки и невозможности людей повлиять на процессы, ухудшающие их жизнь. В совокупности это приводит к инфантилизму, характерными чертами которого являются нежелание брать на себя ответственность и принимать решения. Заболевший человек ощущает себя особенно уязвимым и беззащитным. Обращаясь к врачу, он надеется на чудо излечения. Однако обычно оказывается, что для этого самому пациенту надо выполнить массу дополнительных действий: от прохождения обследований до приема лекарств по графику и ограничений себя в ряде привычных вещей (диета, здоровый образ жизни и т .п.).
На данный момент у российских пациентов сложилось странное отношение к медикам. 20 лет назад врач был представителем уважаемой профессии, сегодня это работник из сферы услуг. Раньше врач был основным источником информации, а сегодня лишь одним из многих. Ему приходится конкурировать с многочисленными СМИ и интернетом, которые зачастую намного более внятно преподносят искомую информацию.
В результате пациент все еще понимает, что врач учился своей профессии много лет и обладает знаниями, которых нет у больных, но при этом:
* окружающая информационная среда дает ему иллюзию понимания происходящего с его организмом - и его собственное мнение оказывается более значимым, чем мнение врача;
* врач в глазах пациента является потенциально опасной стороной, способной безнаказанно и беспричинно нанести ему вред, в лучшем случае – обмануть.
Возникает ситуация когнитивного диссонанса, что также снижает доверие к медикам.
Выходы
Минздрав уверяет, что вместе с лучшими экспертами активно работает над обновлением образовательных программ. Так, например, скоро уже с младших курсов студентам увеличат долю практики, а обучать будут по новейшим технологиям. Например, откроются стимуляционные (имитационные) центры, где будущие врачи смогут тренироваться на муляжах и тренажерах.
Но само по себе улучшение образования медиков вряд ли немедленно убедит пациентов начать доверять врачам.Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы, что улучшить доверие пациентов поможет:
Оснащение новым оборудованием всех больниц и поликлиник
Также стоит напоминать пациентам, что самолечение и поиск болезни через интернет не сделает лучше, поэтому немедленное обращению к специалисту способствует более эффективному лечению СМИ видео не заниматься самолечением
Качество курсов повышения квалификации должно соответствовать нынешним требованиям
Решить проблему с нехваткой специалистов помогло бы прохождение курсов по повышение квалификации за счет государства
Со слов пациентов улучшить качество медицинских услуг может:
формирование заработной платы врача, исходя из качества его работы, с этим согласны 38% опрошенных. Еще 35% назвали усиление контроля за профессиональным уровнем врачей мерой по улучшению качества. Треть опрошенных (31%) назвали такой мерой введение персональной ответственности руководителей медицинских учреждений, 24% считают, что усиление контроля госорганов за работой больниц также поспособствует улучшению.