Найти тему
Евгений Суслов

Союз двух муз (о музыке и слове). Сравнение жанров.

По способу досуга я вроде бы бард. Участник клуба авторской песни "Урал" в Екатеринбурге (клуб знатный и старый, с историей). Но то и дело сам жанр, который существует в нашей стране под названием "бардовская песня", "самодеятельная песня", "авторская песня" вызывает у меня вопросы, что же это вообще такое? Многие не думают над этим, другие отдумались и махнули рукой, а я же пока ещё задумываюсь.

Не отсылая себя в кельтское прошлое, откуда родом термин "бард", я решил провести оценку жанру по главным его характеристикам: поэтическому слову и мелодической составляющей. То есть - поэзия и музыка, их сплав. А как оценивать? Отчего отталкиваться? Я не стал брать точку отсчёта, я её сделал плавающей. А именно, я решил посмотреть на эту тему сравнительно, то есть, сравнив жанр бардовской песни с другими смежными и даже далёкими жанрами. Но главное, чтобы в этих жанрах было слово и музыка. И ещё я решил применить максимальную лаконичность для оценки жанров. И только в области "бардистики" я позволил себе развернуться чуть пошире. Это не научное исследование, а игровое, где происходит игра осознаний располагаемыми сведениями и понятиями. Итак, я всё расположил по пунктам. Всего двенадцать:

1. Во времена античные поэзия была неразрывно связана с музыкой. Стихи обязательно пели, подыгрывая себе на инструменте (на струнном – кифара, лира). Сама музыка была, правда, чуть свободней в выборе партнёра – часто она отвлекалась на танцы, на театр, на военные походы. Но поэзия жила с музыкой. На Руси таких поэтов, сказителей, называли боянами и бояны пели свои стихи с гуслями. Стихи, сказания боянов дошли до наших дней, а вот их мелодические идеи – нет.

2. Прошли века и поэтическое слово стало жить самостоятельно. Но и союз с музыкой не распался. Когда творцам было нужно, они вновь заключали союз слова и мелодии в гимнах, псалмах, хоралах, молитвах. У аристократов песенный жанр развился до искусства оперы, а в народе с песнями вообще не расставались.

3. Дальнейшее развитие. Искусство оперы было интересно и городскому плебсу (так было в Италии). Идя навстречу простому народу, опера дошла до формы оперетт. Но также бывало, что оперные певцы исполняли народные песни ( Шаляпин, Плевицкая). В конце XVIII века возник жанр романса. Над такими романсами работали композиторы и поэты. XIX век оставил нам романсы на стихи Пушкина, Лермонтова и других поэтов. Это было соединение равных по высоте поэзии и музыки. Еще возник жанр городского романса, более приближенный к городским обывателям. В романсах главенство стиха или мелодии шло с переменным успехом. В одних романсах главенствовала мелодия, стих же был менее значимым, в других – стих. Народные песни вышли из деревенской глубинки и стали частью городской культуры. Народные песни пели рабочие, матросы, солдаты. В революцию многие из этих песен переделали, придав им классовый оттенок – так возникли первые советские песни, которые вдохновляли солдат и народ. В них был напор, вера в классовые идеи и нацеленность на будущее. Агитационный момент, в общем.

4. Но пока песня развивалась и эволюционировала, поэзия жила своей жизнью. Рассматривая песню, мы прошли мимо такого явления, как поэзия серебряного века и гениальных поэтов рубежа 19 и 20 веков. Мне неизвестно, чтобы сами поэты серебряного века стремились бы облечь свою поэзию в музыкальные формы, придать им мелодию. Их стихи сильны и самодостаточны. Впрочем, за них это сделали потомки. Были и композиторы (Журбин, Тухманов), были и талантливые песенники (Никитин, Фролова). А сколько мелодических потуг сделали барды, стремясь облечь в мелодию блоковскую «Девушка пела в церковном хоре»! Ярких творений на этот стих ещё нужно поискать! Это большая смелость и ответственность – соединять стихи гениев с мелодией.

5. Вот мы и добрались до бардов. Последующие поэты, очевидно, заметили усыпляющий эффект монотонного чтения длинных стихов на слушателя и надумали облекать стихи в мелодии. При этом они, ревнители слова, совершенно оправдано не стремились к тому, чтобы мелодия соревновалась по заметности со стихами. Наоборот, мелодии они отдавали скромную роль оттенять стихи. Аккордовые последовательности так же были максимально простыми. Кроме того, формат песни дисциплинировал поэтов, не давая им раскатывать стихи на длинные страницы, придавал их стихам лаконичность и силу воздействия. Теперь уж их слушатели точно не засыпали, а то и наоборот, с лёгкостью запоминали стихи в виде песни и сами пели их. Что может быть лучше для поэта, если его стихи (теперь уже песни) идут в народ благодаря самому народу? В этом и основа того, что бардовская песня, став жанром и пройдя путь многих десятилетий, сохраняет чаще всего всё те же простые ходы мелодий и несколько аккордов. Эти мелодические ходы просто накладываются на стихи сверху. Но время шло, количество песенных поэтов росло, и становилось видно, что песни рискуют быть повторяемыми в мелодиях и в аккордах. И эта повторяемость, удручающая простота мелодий, становятся привычным фоном для всё новых и новых творений поэтов (отнюдь, не гениев, но просто хороших поэтов). Да, их стихи, может быть, не длинны, и хороши, особенно с мелодией, но повторяемость уже стала напрягать. Поэтому, среди большого количества бардовских песен, сочиняемых сравнительно просто, стали появляться очень интересные в мелодическом отношении творения. Барды стали ставить себе музыкальные задачи! И там, где в официальной советской песне работали двое – композитор и поэт, в бардовской песне эту задачу решал сам автор. Наиболее яркими мелодистами показали себя Никитин, Визбор, Дольский, Фролова, Ким (список вообще-то не маленький). Критерием того, стоящая мелодия или нет, рождается у барда, может служить прикидка – а захотел бы эту мелодию взять себе на аранжировку, например, Поль Мориа? Достаточно посмотреть на своё творение в этом ключе, и что-то можно понять о сочиняемом творении. Случай довольно известный – песню Никитина «Под музыку Вивальди» взял себе в оркестровую композицию Поль Мориа и забыл при этом об авторе! Песни Визбора охотно берут сегодня музыканты джазового направления – это тоже критерий, что у ярких и интересных песен Визбора мелодии были яркими. Что с того, что Визбор играл не профессионально? Песни Окуджавы берут целые творческие коллективы в свой репертуар, «Вальс Бостон» Розенбаума – тоже пример. А вот песни Высоцкого, хотя их аранжировал оркестр под управлением Гараняна, музыканты что-то не стремятся брать, как самостоятельные музыкальные композиции. Я это объясняю себе так, что мелодия в песнях Высоцкого уступает по интересности и силе его стихам. То есть, Высоцкий в большей мере бард, в нём силён поэт и слаб музыкант. В общем, чаще всего, в бардовской песне важен стих, текст, смысл. И только иногда интересность мелодии превосходит стихи. В таких песнях, если кто-либо перепутает куплеты местами или забудет, пропустит куплет – ничего страшного не произойдёт. Например, в изумительной по красоте песне Суханова «Зелёная карета». Нет, сам автор и преданные поклонники этой песни, конечно возмутятся такими огрехами, но слушатель менее знакомый с этим творением, не почувствует, что что-то упущено. Думая об этом соревновании стиха и мелодии в бардовской песне, я часто вспоминаю одного музыканта, постоянно участвующего в аранжировках бардовских выступлений на фестивалях. Он участвует, играет, но на своих страничках всегда высмеивает бардовскую песню. Парадокс? Нет, просто он музыкант.

6. В традиционном жанре советской песни главенство занимает музыка, мелодия. Тескты поэтов-песенников иногда пытаются дотянуться до уровня музыки (например, Пожлаков), но не всегда это получается. Когда композиторы берут стихотворный материал, то всё зависит от их умения, таланта не закрасить стих музыкой.

7. В песнях нового формата, которые сочиняют на базе рэпа, текст является прежде всего ритмом, а его смысл должен отражать отрывистость и резкость (характер подросткового мышления). Смысл по существу в них не важен, важна атмосфера и ритм.

8. В современной поп-музыке всё то же, что я написал про рэп, только больше внимания уделяется мелодической стороне песни, а смысл должен отражать чисто внешне атмосферу любовных метаний. Искренность в современной российской поп-песне нужно ещё поискать. Впрочем, эти песни создаются для красивого фона и развлечений в клубах и залах. (Бабла срубить ради!)

9. Русский шансон… Это своеобразная песенная жвачка с маргинальным привкусом. Маргиналам нужны песни для создания привычного им мироощущения. Спрос есть – есть и те, кто этот спрос удовлетворяет – сочинители шансона. Мелодический уровень соответствует самому простому бардовскому уровню, а тексты не имеют права называться стихами – просто сконструированы на переборе образов, близких маргиналам.

10. ВИА. Исключительно советское явление. Пытаясь подражать Западу в музыкальных формах, этот жанр сразу же постарался выглядеть в выгодном свете в глазах партийных цензоров от минкульта. Песни и голоса выглядят заглаженными, прилизанными, аккуратными, инфантильными (под «хороших мальчиков»). Звучание голосов – без яркой индивидуальности, узнаваемости, «манная каша». Всё это – ради снисходительности строгих цензоров, которым бы хотелось взять на себя руководство этими юнцами и направить их по правильному пути. И ВИА шли по «правильному пути». Неагрессивные, приятненькие. Тексты – без глубины чувств, музыка заметно ярче, нежели текст. Предтечи современной российской попсы, только по-советски. Сейчас этот жанр востребован для создания ностальгических чувств у поколения 70-х.

11. Русский рок. Если ВИА – советское явление, возникшее в пору развитого социализма, то русский рок (поначалу советский рок) был буржуазным явлением в советской среде. Буржуазным – значит свободным от советских рамок. Свобода в выборе тем, подачи (зачастую агрессивная). Цензоров рокеры сразу же игнорировали и потому, в советское время русский рок был нелегальным явлением. В перестройку и после, р.р. стал более разнузданным, эпатажным, при этом, характерная для рока протестность («Кино»), в 90-е годы кончилась, так как на сцене стало можно всё. Повидимому, Цой вовремя ушёл из эпохи, оставшись жить только в надписях на стенах и в подростковой любви к протестам против всего вокруг. Стихи ли это? Иногда - стихи, иногда конструкции из символов, воздействующих на архетипы.

12. Современный русский фолк. Фолк – современная форма, в которую облекаются этнические корневые песни. Фолковые песни могут быть и не народными, а сочинёнными современными авторами, но важен принцип один – они должны дать ощущение связи с народным творчеством. В советское время различные русские народные хоры создавали стилизации под народную песню, эстрадные артисты так же занимались этим (Зыкина, Капуро, ВИА «Ариэль», «Песняры») Народ чувствовал, что эти формы были искусственными. Когда настоящие ценители и изыскатели этнической песни, с хорошим джазовым образованием взялись за то, что бы нести с большой сцены народный материал, то сразу стала видна разница с предшествующим лубочным подходом. (примеры: Старостин – настоящий фолк, «Балаган Лимитед» - лубочная подделка). По соотношению глубины текстов и мелодий, рассматривать фолк, как я рассматривал предыдущие жанры, нет смысла, ибо задача и текстов, и мелодии, и всего исполнения – отправлять человека в мироощущение старины, создавать медитацию на старине.