Найти тему
in

Что водолаз делает в космосе? И как ведро на голове превратилось в скафандр?

Вам нравятся бомберы? Куртки от американских бомбардировщиков. Эти куртки были модными лет 50 назад. Секрет таких курток в том, что внутри куртки есть листок, который называется «Blood chit», или «документ спасающий кровь». Кровь – потому что эта незаметная нашивка реально спасала жизни.

Если всё плохо, самолёт горит и тебе приходится катапультироваться над вражеской территорией, ты выворачиваешь куртку и показываешь местным жителям эту надпись:

фото взято из Google картинки
фото взято из Google картинки

«Я гражданин США и не говорю на вашем языке. Мне нужна ваша помощь в поисках еды и укрытия. Проследите чтобы я добрался до своих людей. Моё правительство наградит вас».

Удобно, правда? После войны во Вьетнаме, бомбер стал частью массовой культуры. Его носили все: Марлон Брандо, Джеймс Дин и даже скинхеды в пригородах Лондона. Сейчас это просто немодная куртка. Мода на них прошла в 2015 году.

Наступило время гиперзвуковых истребителей и сверхтяжёлых ракет. Пилоты носят костюмы которые обжимают их тело, а космонавты скафандры, в которых можно выжить в открытом космосе и ходить по другим планетам. Человек вышел из пещер, опустился под воду и поднялся в небо, а теперь целится в Марс. Но началось всё с ведра на голове.

Ведро. Это первый предмет с которым человек покорил другую среду. Надеваешь его на голову, ныряешь под воду и дышишь кислородом что остался в ведре. Такое проворачивали ещё во времена Аристотеля. А что если взять с собой побольше воздуха, целый колокол? Это так и называлось «Водолазный колокол». Он позволял проводить на глубине несколько часов. Хочешь прогуляться по дну – не проблема. Пусть только твой друг в колоколе подержит шланг. Заканчивается воздух? Держи бочку, которую тебе сбрасывают с корабля.

Под воду теперь спускаются в водолазных костюмах. Вот один из первых – смотрите ведро превратилось в шлем, а тело защищала резина.

Первый водолазный костюм (фото взято из Google картинки)
Первый водолазный костюм (фото взято из Google картинки)

Только первые костюм был не очень герметичен. Голову приходилось держать всё время прямо, чтобы туда не затекала вода. Чуть позже все дырки заткнули и появилось 3-х болтовое и 12-ти болтовое водолазное снаряжение.

Водолазы вошли в моду и даже флиртовали с красавицами. 100 лет назад журналы учили как собирать шлемы из корпуса водонагревателя и банки из-под печенья. А на пляжах стали появляться дайверы – самоучки, главное, чтобы кто-то оставался на берегу и подкачивал воздух. До этого погружение под воду было делом профессионалов или фриков.

Но всё изменилось в 1943 году, когда Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян Изобрели акваланг. С помощью этого изобретения, глубина стала доступна каждому.

Окей, акваланг сделал дайвинг доступным каждому, но и сделал его опасным. Всё дело в декомпрессии, из-за которой ваша кровь превращается в шампанское. Когда вы опускаетесь глубже 30 м. воздух силой вдавливается в кровь и растворяется. Если потом резко всплыть, воздушные пузырьки начнут выходить наружу, и ваша кровь закипит, а лёгкие разорвутся. Поэтому дайверы считают по таблицам или на наручном компе, когда и как долго нужно делать остановки под водой.

Есть ли ещё выход? Да, брать с собой под воду нитрокс – это такой воздух где больше кислорода и меньше азота. С ним у вас больше шансов, что ваша кровь не превратится в шампанское. Но и здесь есть предел. Опускатся ниже 30-100 м. с нитроксом, это ещё ок. А вот если ты опустишься с аквалангом на 300 м., поработаешь на такой глубине, а затем поднимешься на верх, то тебе придётся 2 недели посидеть в барокамере, пока из крови не выйдет весь растворённый газ.

Да, одно погружение может сделать тебя не приспособленным к земной атмосфере на 2 недели. Этого ужаса можно избежать и погрузиться ещё глубже, только если внутри твоего костюма будет давление такое же как и на земле, но называть это будет уже не водолазный костюм, а нормобарический скафандр. Вот как выглядела первая попытка из 19 века.

Нормобарический скафандр (фото взято из Google картинки)
Нормобарический скафандр (фото взято из Google картинки)

Этим латам позавидовал бы любой рыцарь. Теперь эта махина стоит в парижском музее. Именно ею вдохновлялись разработчики игры BioShock. Вот только полоски свиной кожи между пластинами так и не сделали его герметичным. Зато это получилось у Честера Макдафи в 1914 году. Когда он выковал вот такую махину из 200 кг. алюминия.

Честер Макдафи (фото взято из Google картинки)
Честер Макдафи (фото взято из Google картинки)

В таком-то не очень погуляешь под водой. Другие водолазные костюмы тоже были больше похожи на марсиан из старых фильмов, чем на реальную технику. Однако в них успешно поднимали слитки из затонувших кораблей.

Потом началась Вторая Мировая война и на войне хватало обычных водолазных костюмов. Но после, стали торговать нефтью. А чтобы добывать нефть на больших глубинах в океанах, понадобились скафандры и вот здесь скафандры перешли на новый уровень.

Изобрели знаменитый JIM Suite. Морской биолог Сильвия Эрл спустилась на нём на рекордные 381 метр и гуляла по морскому дну целых 2,5 часа. Выглядит скафандр мощно, поэтому именно в него одели злодея в Джеймс Бонде.

Скафандр Jim Sute (фото взято из Google картинки)
Скафандр Jim Sute (фото взято из Google картинки)

А вот скафандр Exosuite и Hardsuit 2000, они выглядят так же и в них любой человек без подготовки может опустится на 600 метров. Это на 200 метров глубже подводных лодок.

Скафандры Exosuite и Hardsuit 2000 (фото взято из Google картинки)
Скафандры Exosuite и Hardsuit 2000 (фото взято из Google картинки)

Двигаться в такой махине помогает моторчик на спине, как у Карлсона. А кислорода хватит на 2 дня прогулок по дну. В нём можно прилететь даже в космос. Правда в таком скафандре лететь в космос очень дорого, придётся поднимать вот эти все сотни килограмм на верх. С водой мы разобрались. Для человека 600 метров это максимум глубины. Дальше только в железные баки.

Когда в 60-м батискаф 300 опустился на дно Марианской впадины, вода как стихия была официально покорена. К тому времени, человек уже как пол века научился летать и активно осваивал воздух. Там тоже нужна была сова одежда.

Первые самолёты летали так низко, что никакой особой экипировки не требовалось. Разве что тёплая куртка, шапка, шарф и очки для защиты от воздуха. Для больших высот нужны ещё были кислородные маски. Всё было норм, пока авиаторы не упёрлись в потолок. С 15-ти километров давление воздуха не даёт сделать вдох даже в маске, с 19-ти километров в организме начинают кипеть все жидкости.

Выхода было 2: либо забивать все дырки в самолёте, либо герметизировать самого пилота. Решили пойти по второму пути. Да и правильно, ведь на тот момент, герметичные костюмы уже существовали, правда только водолазные. В них и стали одевать пилотов. Выглядит реально так будто водолазы зачем-то собрались в небо.

В похожем костюме пионер авиации Уайли Пост в 35 году сумел подняться на 15 км., приземлиться и стать национальным героем. Это был успех, первый настоящий лётный костюм. Его хватало для самолётов того времени, пока в конец второй мировой войны не появились реактивные самолёты. Они летали гораздо быстрее и выше поршневых, но главное, их кабины были герметичными, то есть давление воздуха в них было как на земле. Казалось бы, можно вылезать из громоздких водолазных костюмов. Но нет, не совсем. Если произойдёт разгерметизация, например пуля попала в стекло или ты врезался в птицу - стекло треснуло, всё шансов нет. Сначала ты понимаешь, как кипит слюна на языке и тут же теряешь сознание.

Нужна была какая-то подушка безопасности и её изобрели – это высотно-компенсирующий костюм. Вдоль рукавов и штанин идут трубки соединённые лентами. В случае разгерметизации в трубки залетает воздух, костюм надувается и обнимает пилота. Так поддерживается давление воздуха и крови. То есть, если раньше на тебя давил воздух, то теперь давит весь костюм.

Посмотрите на это фото. Вода кипит, а пилоту всё равно.

Вода закипает на костюме пилота (фото взято из Google картинки)
Вода закипает на костюме пилота (фото взято из Google картинки)

Осталось решить вопрос с супер самолётами, вроде Lockheed Blackbird, который летит в 3 раза быстрее звука, или X-15 который поднимается на 100 км. При катапультировании пилота просто бы не было шансов выжить. Что же делать? Можно выбросить его в защитной капсуле, а можно надеть скафандр.

Вот так техника которая использовали под водой вновь вернулась в небо. Правда работала по обратному принципу, когда не среда давит на тебя снаружи, а ты давишь на вакуум изнутри. Да всё, правильно водолазный костюм с помощью нескольких модификаций превратился в костюм космонавта.

Для Гагарина сшили СК-1 или «Скафандр космонавта первый». А для Терешковой СК-2, с дополнительным местом для груди и женских бёдер. Они состояли из двух слоев: герметичного, который не пропускает воздух и силового который держит форму при давлении. Тепло не приходит снаружи и не уходит изнутри, как чаёк в термосе. Ну оранжевый цвет нужен для заметности, потому что Гагарину приходилось спускаться на парашюте, а приземлится где угодно.

Так появились IVA (Intravehicular activity) скафандры, тое есть, одежда для работы внутри космического корабля, которая спасала от разгерметизации. В такой не выйдешь в открытые космос. Руки и ноги раздуются, и ты будешь похож на шарик медленно остывающий в космосе. Поэтому инженерам нужен был новый скафандр. По сути, космический корабль повторяющий форму тела человека. Они добавили скафандру СК-1 второй гермо-слой и ранец с кислородам, в шлем поставили фильтр от солнца, а верхний оранжевый слой заменили на теплоизоляцию. Так родился скафандр Беркут, в котором Леонов как раз и вышел в открытый космос первым. Буквально через пару месяцев американец Эд Уайт повторил этот трюк и в похожем обмундировании и вышел в открытий космос, но вторым.

СССР первыми запусти человека в космос и первыми же выпустили его в открытый космос. США нужно было как-то отыграться и единственный способ это сделать - запустить человека на луну.

Мы решили отправится на луну в этом десятилетии. И не потому что это легко, а потому что это сложно!
Мы решили отправится на луну в этом десятилетии. И не потому что это легко, а потому что это сложно!

Вдохновляет правда? Это амбициозная цель даже для сегодняшних дней. И для этой цели нужна была новая одежда, новый скафандр - лунный скафандр. Как не странно его шила компания по производству нижнего белья. Это по сути было 2 скафандра, один в другом, как матрёшка. Внутри гермокостюм поддерживал давление, а внешняя оболочка держала тепло и защищала от маленьких метеоритов, а совсем у тела проходили трубки с охлаждением. Если в предыдущих скафандрах максимум что ты мог сделать, это болтаться по открытому космосу и еле-еле передвигать руками, то здесь ты мог передвигаться по другому космическому телу. Ходить по поверхности ходить вот это да, это же вообще новый уровень!

А теперь - загадка для любителей лунного заговора. Посмотрите, вот скафандр Армстронга в музее и отпечаток ноги на луне. Видите, они разные. «Шах и мат американцы!», говорят те, кто не знает, что ботинки для скафандра шли отдельно. Астронавты надевают эти ботинки поверх скафандра и как раз у них подошва ребристая.
фото взято из Google картинки
фото взято из Google картинки

У СССР тоже была лунная программа, вот только в Советском Союзе не человек надевал скафандр, а скафандр человека. В скафандр Кречет нужно было заходить сзади через дверь, типа как заходить в холодильник.

Скафандр Кречет (фото взято из Google картинки)
Скафандр Кречет (фото взято из Google картинки)

20 век был конечно удивителен. Это, пожалуй, единственно время, когда одежду которую будут носить всего несколько человек разрабатывало целое государство. Сейчас скафандры стали практичнее и удобнее, русские сейчас летают на Соколе.

скафандр Сокол (фото взято из Google картинки)
скафандр Сокол (фото взято из Google картинки)
Забавный факт, в последней модификации ему убрали ширинку и космонавты не смогут больше мочится на колесо автобуса перед полётом.

А в открытом космосе сегодня носят скафандр Орлан, с такой же как у Кречета дверкой сзади. Внутри у него жёсткая кираса и мягкая защитная оболочка.

Им в спину дышат частные компании. SpaceX разрабатывает корабль Crew Dragon, для которого специально шили самый модный скафандр. Его делал дизайнер костюмов Бэтмэна и Человека паука, но вышло что-то похожее на дафт-панк.

Скафандр SpaceX (фото взято из Google картинки)
Скафандр SpaceX (фото взято из Google картинки)

А Boeing, наоборот не стал выпендриваться и пошёл по пути удобства и функциональности. Для экипажа своего старлайнера компания разработала скафандр с мягким шлемом. Костюм не требует дополнительно охлаждения и весит всего 4 кг. И если раньше астронавты, допустим, на луне неловко прыгали и постоянно падали, то с новым скафандром справляется даже маленькая девушка. Вся аппаратура вынесена назад, двигать руками можно на 180 градусов, а заходить в скафандр со спины можно прямо из ровера, без шлюза.

Однако, лётные, обнимающий тело костюмы никуда не ушли. Скафандр Biosuite был похож на человека паука и его ткань прилегает прямо к телу без воздушной прослойки и ничего не стесняет движение. Возможно именно в этой одежде мы полетим на Марс. Думаю, это произойдёт уже скоро.

Скафандр Biosuit (фото взято из Google картинки)
Скафандр Biosuit (фото взято из Google картинки)

Задумайтесь, люди 100 тыс. лет назад надели звериные шкуры и пошли на север. Туда, где не было ещё ни одного примата, туда где был ужасный холод и невозможно было там жить. То есть, прямоходящая разумная обезьяна не стала дожидаться пока эволюция даст ей шерсть и сама оделась и пошла. Так из человека прямоходящего и человека разумного, она превратилась в человека подводного, воздушного и космического. И так же обычное ведро на голове превратилось в скафандр защищающий нас на луне.

Ставь класс, если статья была интересной!
Открывай новое вместе с нами! Подписывайся на канал!