Найти тему
Александр Шеронов

Болотная история

Этот молодец с внешностью героев боевиков в стиле "техно" пройдет где угодно. Болота, косогоры, "буераки, реки, раки" ему только подавай. Потому как рожден исключительно для бездорожья. И не где-нибудь за бугром рожден, а в России.

Снегоболотоход "Шаман» берет на борт 9 – 12 человек. Приводится в действие 3-литровым дизелем Iveco F1C (мощность - 146 л.с., крутящий момент 350 Н.м.). Коробка передач – 6-диапазонная механическая. Раздатка - 2-ступенчатая, 5-вальная, с блокируемым дифференциалом и подключаемыми 1 и 2 мостами, с валом отбора мощности.

-2

Говорят, возможна установка «автомата» Agile. Но это неважно. А важно то, что у этого сверхпроходимца колесная формула 8х8, клиренс 450 мм, рама с положительной плавучестью, четыре межколесных дифференциала, два межмостовых... Эффективное сцепление с грунтом обеспечивают шины сверхнизкого давления разработки компании «Авторос», которая и выпустила «Шамана» на просторы бездорожья.

-3

Еще он чертовски красив и габаритами силен (длина, ширина, высота - 6,3, 2,5, 2,7 метра). Автомобилю, которому на роду написано купаться в грязи, простили бы и более «простецкую» внешность, лишь бы выручил там, куда самому навороченному гражданскому внедорожнику лучше не соваться – увязнет, утонет, пропадет.

-4

Однако дизайнеры «Автороса» предложили иное прочтение сугубо утилитарного транспортного средства, предназначенного для использования в экстремальных условиях. Они делали машину, прежде всего, для людей. Не мрачную «капсулу», внутри которой будет мутить от тряски и шума, но вполне цивильный вездеход, очень дружелюбный по отношению к пассажирам и окружающей среде.

Да, «Шаман» красив, но по-своему. Его поднятый на огромные колеса «квадратно-угловой» кузов идеально сбалансирован и снабжен спереди мощнейшим бампером, напоминающим крыло чайки. В двухцветной окраске доминирует оранжевый цвет. Такая машина, силу специфики ее применения, просто обязана быть яркой. Контрастный «боевой окрас» как раз и позволяет безошибочно идентифицировать вездеход на большом расстоянии.

-5

Варианты конфигурации салона
Варианты конфигурации салона

Забраться в него и выйти – не сказать, чтобы очень легко. Но с этим надо просто смириться, потому что «Шаман» - не рейсовый автобус. Упершись ногой в высокую ступеньку и держась за поручень массивной двери, поднимаюсь в салон. Однако!..

Индивидуальные кресла имеют симпатичный дизайн и хорошую эргономику, в чем я и убеждаюсь, сев в одно из них. Продуманный изгиб спинки тут же вступает в дружественный альянс с моим остеохондрозом. Руку «подхватывает» подлокотник, а в консоли, идущей вдоль борта, я обнаруживаю закрывающуюся емкость для хранения вещей и ложемент с двумя подстаканниками (все это в зеркальном отражении дублируется и у противоположной стенки). Мало того, с тыльной стороны каждого сиденья есть откидной столик и сетка для разной мелочевки – ну прямо как в самолете.

-7

Наконец, верхняя часть спинки неплохо справляется с ролью интегрированного подголовника, по бокам которого в задней его части расположены удобные для хвата поручни. Уцепившись за них при большом крене, а допустимая его величина составляет 47 градусов с «хвостиком», точно никуда не свалишься.

С «атмосферой» тоже все хорошо – на борту «Шамана» имеется климатическая установка с кондиционером, а светодиодная подсветка по всему периметру создает непривычный для таких аппаратов уют. А как же недостатки? Пытаюсь их отметить - не из вредности, а для порядка: ведь не получается у нас без «косяков»!

У меня же – не получается придраться. Хотя… «Что у вас с шумоизоляцией?», - этот вопрос «на засыпку» адресую одному из представителей «Автороса». Получаю примерно такой ответ: «Шума при движении почти не слышно, можно разговаривать, не переходя на крик».

Отсюда вывод: каждому из одиннадцати своих обитателей этот идеально подготовленный к непогоде и полному бездорожью вездеход готов подарить, говоря словами классика «галантерейное, черт возьми, обхождение».

Пульты управления различными системами выполнены в виде мембранных клавиатур. Мембраны даже в сильнейшие морозы позволят привести машину в боевую готовность, не дожидаясь пока приборы достигнут рабочей температуры
Пульты управления различными системами выполнены в виде мембранных клавиатур. Мембраны даже в сильнейшие морозы позволят привести машину в боевую готовность, не дожидаясь пока приборы достигнут рабочей температуры

Водительское место расположено точно по центру кабины: такая конфигурация обеспечивает едва ли не круговой обзор. Это очень важно не только на воде («Шаман», как уже отмечалось, умеет плавать), но и в густом лесу, потому как облегчает выбор оптимального направления в соответствии с габаритами машины.

-9

Подпружиненное сиденье – это хорошо. Ба! Оно еще и регулируется во всех направлениях, а рулевая колонка – по вылету и углу наклона. Но и это еще не все: в качестве опции предлагается функция запуска двигателя с кнопки - не на каждой легковушке такое встретишь! Кокпит полностью ориентирован на водителя: традиционные циферблаты спидометра, тахометра, указатели уровня топлива и технологических жидкостей находятся прямо передо мной, а органы управления окружают слева и справа.

-10

"Шаман" пройдет везде, а где не пройдет, там проплывет: на монтаж подвесного гребного винта, который подключается к валу отбора мощности центральной раздаточной коробки, уйдет не более двух минут. Сделано. Плывем со скоростью 7 километров в час к другому берегу, где наверняка поджидает еще какая-нибудь «засада». Впрочем, она может случиться и на воде.

-11

Потеря герметичности – как вам такая «перспектива»? Но и на этот вызов есть достойный ответ: шасси амфибии представляет собой герметичную «лодку», в которой размещена большая часть агрегатов, если же, все-таки, вода проникнет внутрь, ее откачкой займутся помпы, суммарная производительность которых - 200 литров в минуту. Утопить «Шаман» - это утопия!

Выбираемся на сушу. А она здесь какая-то условная. Что делаем? Едем! С колесной формулой 8х8 хоть вальсы танцуй: как уже говорилось, все дифференциалы имеют принудительную блокировку с электропневматическим приводом. То есть мы можем быстро выбрать режим работы трансмиссии и точно настроить ее под соответствующие условия эксплуатации. Дифференциалы заблокировали, что дальше?

Каждое колесо перемещается по своей колее
Каждое колесо перемещается по своей колее

А дальше, к примеру, хорошее такое болото. Движемся, но не традиционно «носом» вперед, а боком. Как краб. У «Шамана» ведь все колеса поворачиваются, значит, есть возможность выставить их так, чтобы каждое колесо перемещалось по своей колее, а не углубляло колею предыдущего, зарываясь глубже в жижу.

-13

Выбрались, а тут – горка с углом подъема 45 градусов. Эка невидаль, «берем» и ее. Впереди много километров, но в баках еще что-то бултыхается. Заправлялись-то «под завязку», а это – 260 литров солярки. 25 литров на 100 километров - для такого монстра это нормально. Максимальная скорость – 75 км/ч – не велика, зато в тундре, в топях там всяких ее хватит за глаза. Аргументов, чтобы на равных поспорить с суровой природой у него предостаточно. Одно слово - "Шаман".

Фото автора и «Авторос»