Эта серия была создана легендарным художником японской гравюры Кацусика Хокусаем в 1834-1835 годах, на волне успеха серии "36 видов Фудзи", в том же издательстве Нисимурая Ёхати. Состоит она из десяти гравюр, плюс ещё одна была создана Хокусаем дополнительно, по особому заказу.
На первой гравюре изображен мост из лодок (фунабаси, 舟橋), который в старые времена находился на переправе через реку Торикава (на пути из Киото в Эдо, как тогда называли Токио). Образ этот мог быть навеян одним старинным стихом из антологии «Манъёсю», составленной ещё в период Нара, в VIII веке:
В Кодзукэ-стрaне в Сaну
Лодочный разводят мост.
И родители твои
Развести хотят тебя со мной.
Но под силу ли расстаться мне?
(Перевод А.И. Глускиной)
Основой для данной гравюры послужил один из сюжетов «Исэ моногатари» - классического произведения японской литературы Х века. Эта повесть состоит из 125 кратких отрывков, каждая новелла обязательно содержит пятистишие танка. Авторство повести приписывается японскому поэту, художнику и аристократу Аривара-но Нарихира (825-880).
«3овут то место «восемь мостов» потому, что воды, как лапки паука, текут раздельно, и восемь бревен перекинуто через них; вот и называют оттого «восемь мостов». У этого болота в тени дерев они сошли с коней и стали есть сушеный рис свой. На болоте во всей красе цвели цветы лилий. Видя это, один из них сказал: «Вот, слово „лилия“ возьмем и, букву каждую началом строчки сделав, воспоем в стихах настроение нашего пути». Сказал он так, и кавалер стихи сложил.
Любимую мою в одеждах
Изящных там, в столице,
Любя оставил…
И думаю с тоской, насколько
Я от нее далек…
Так сложил он, и все пролили слезы на свой сушеный рис, так что тот разбух от влаги» (перевод Н.И. Конрада).
Как гласит старинная японская пословица: "Фудзи представляет горы, Нати представляет водопады, а Кинтай представляет мосты". Этот мост, наряду с Токийским Нихонбаси, действительно один из самых знаменитых мостов Японии.
Название моста Кинтай переводится как "золотой пояс парчи", из-за его сходства с традиционным поясом оби для кимоно. Он был построен через реку Нисики ("парчовая") в 1673 году у подножия горы Йокояма, на вершине которой расположен замок Ивакуни. Сейчас это - город Ивакуни в префектуре Ямагути на западе Японии. Мост состоит из пяти деревянных арок, опирающихся на четыре каменных быка, а также на деревянные опоры на высохшем русле реки. Длина моста – около 175 метров (по другим данным – 193 метра), ширина – 5 метров.
В течение 17-го века местные жители не раз пытались построить мост в этом месте, но каждый раз его смывало наводнением. Решение было найдено князем Хироёси Ёсикава из клана Ивакуни, который интересовался китайской культурой династии Мин и построил мост по виденным им рисункам каменных мостов. Строительству предшествовало почти десять лет исследований, экспериментов и изысканий. Было принято решение о строительства четырех каменных основ (быков) моста на островках в реке Нисики. Строительство моста продолжалось три месяца и было завершено в 1673 году.
Даже по современным меркам Кинтай является примером блестящей технологии и несравненного мастерства строителей, создавших его. Арки были построены без использования гвоздей и болтов, что было достигнуто путем тщательного монтажа деревянных деталей с помощью металлических лент ("поясов") и зажимов. Основные деревянные части моста были покрыты листами меди для дополнительной прочности. При этом деревянная часть могла быть снята, чтобы во время сильных наводнений мост испытывал меньшее воздействие.
Для содержания моста был введён специальный налог, ремонт производился периодически: каждые 20 лет – средние 3 пролета, каждые 40 лет – 2 пролета по краям моста.
В 1922 году мост Кинтай и замок Ивакуни в составе парка Киккоу были объявлены Национальным Сокровищем.
Мост простоял 276 лет, до 14 сентября 1950 года, когда во время тайфуна он был разрушен, несмотря на все попытки горожан уберечь его. Мост на этот момент был не в самом лучшем состоянии – во время Второй мировой войны его не ремонтировали, а за год до тайфуна большое количество гравия было извлечено из реки военными США для нужд ближайшей авиабазы, что сказалось на скорости течения реки.
Потеря моста была тяжелой утратой для всего населения города Ивакуни, и спустя всего лишь неделю муниципалитет принял решение о его восстановлении. Проект оригинального моста был настолько совершенен, что современные инженеры ничего не улучшали и мост был построен с использованием традиционных методов. Однако были использованы металлические гвозди, изготовленные по той же технологии, что и легендарные катаны, для увеличения долговечности конструкции. После восстановительных работ мост Кинтай вновь был открыт 15 января 1953 года.
В 2001-2004 годах была проведена реконструкция моста, с сохранением оригинальной конструкции и формы. Вот несколько современных фотографий этого замечательного сооружения:
Продолжение следует