В начале своей карьеры Жан-Поль Готье был несносным ребенком французской моды, но сейчас мало у кого повернется язык назвать так великого мастера экстравагантности — он кутюрье. Каждым свои шоу Готье отвешивал пощечины общественному вкусу и нравственности, легко заигрывая с уличной культурой, квир-эстетикой и религией. В день рождения короля фриков собрали его цитаты о женщинах, современной моде, скандалах и старости.
«Первое детское воспоминание — мой плюшевый мишка Нана. В три года я лежал в больнице с брюшным тифом, когда получил его в подарок и сразу полюбил. Я нарядил его, как невесту на королевской свадьбе, провел ему операцию на открытом сердце. А еще мой мишка начал носить конусообразный бюстгальтер гораздо раньше Мадонны».
The Guardian, 2014
«Знаете, во Франции существует выражение, которое я нахожу ужасным — „sois belle et tais-toi“ („Будь красивой и заткнись“). В детстве я был почти феминистом в том смысле, что видел в этом несправедливость. Женщины могут быть одновременно умными и красивыми. Я начал создавать одежду, будучи очарованным людьми, своими героинями, которыми я восхищался. Например, Эдвиж Белмор — „королевой парижского панка“ с ее обесцвеченными волосами и татуировками. Она пела на моем шоу в 79 году песню „My Way“ в стиле Сида Вишеса. Эдвиж вдохновила меня на образы с бюстгальтерами поверх одежды. Это было похоже на постосвобождение женщин — сначала они сжигали свои лифчики, а затем снова носили их непокорным и уникальным образом».
Dazed, 2013
«Есть женщины, которые хотят быть похожи на других, но мода показывает наши различия — это прекрасно, потому что мы уникальны. Мы должны использовать свои особенности или дефекты. Мне нравятся люди, на которых обращаешь внимание из специфики внешности. Я никогда не делал коллекцию одежды, где все было бы одинаково красиво».
Interview, 2013
«Мода не должна быть абстракцией, она не должна быть искусством для музеев. Вы не можете делать отвратительные вещи ради популярности. Моду нужно носить. В некоторым смысле это компромисс, но вся жизнь — компромисс».
The Guardian, 1986
«Мой дизайн не о моей собственной фантазии, а о том, что, как мне кажется, хотят и чувствуют люди. В начале карьеры я читал заметки критиков об Иве Сен-Лоране, Кардене и других дизайнерах и пытался понять, почему некоторые из них были названы „спорными“ и „шокирующими“. Но вы знаете, Сен-Лоран прекрасно понимал, чего хотят люди, и у меня тот же характер — я люблю слушать, чувствовать и, самое главное, быть спонтанным».
Dazed, 2013
«Сейчас не устраивать скандал — это уже скандальный поступок».
WWD, 2017
«Когда-то я был польщен, узнав, что Бой Джордж, Стинг или Мадонна купили мою одежду. Дело не в том, что я хочу продавать, продавать и еще раз продавать. Для них это был способ показать, что им нравится моя работа. Теперь звездам платят за то, чтобы они носили одежду дизайнеров — это уже не акт любви. Любой может увидеть свое платье на звезде, стоит только выписать чек».
Numero, 2020
«Анна Винтур намного чудовищнее, чем ее описывают».
Independent, 2011
«Я был счастлив видеть Анну Винтур на своем последнем показе. Это показывает, что она не держит зла на меня за то, что я говорил о ней — все те слова, о которых я теперь сожалею. Во всяком случае, Анна знает, как хорошо провести время — она танцевала, улыбалась, аплодировала… Да, без сомнения, веселилась, потому что говорила себе: „Динь-дон! Он уходит, он наконец уходит!“».
Numero, 2020
«Моя бабушка показала мне, как красиво стареть. Она была замечательной, носила красивые корсажи и платья, украшенные перьями и картами таро. Она показала мне, что многие женщины становятся только красивее с возрастом. Морщины, зрелость и опыт влияют на харизму. Я думаю, что никогда не был красивее, чем сейчас. Кроме того факта, что я плохо слышу, нет никаких признаков старения. Весь мой опыт и вещи вокруг делают меня счастливым, а благодаря своим замыслам я снова и снова изобретаю себя. Это помогает мне чувствовать себя молодым».
Refinery29, 2016