Найти в Дзене
No conflict

Нужно ли вмешиваться в школьные конфликты родителям?

Избежать конфликтов в школе невозможно, так как столкновение мнений и интересов неизбежно. Дети ссорятся с одноклассниками, вступают в противоречие с учителем, «сталкиваются» со старшеклассниками. Важно лишь не забывать, что любой конструктивно разрешенный конфликт - это шаг к развитию отношений.

Вот несколько советов, которые помогут вам вести себя грамотно в таких ситуациях:

1. Помогайте ребенку, но не разрешайте конфликт за него

Безусловно, нам хочется помочь ребёнку, поддержать и  минимизировать   его переживания. Однако, разрешая ситуацию «за ребёнка», договариваясь с его обидчиками или учителями, мы лишаем его бесценного опыта и в следующем столкновении противоречий он снова окажется беспомощным.
Вы можете  выслушать его, обсудить ситуацию, поискать вместе конструктивные выходы из неё, но разрешать конфликт ребёнку лучше самому.
Безусловно, нам хочется помочь ребёнку, поддержать и минимизировать его переживания. Однако, разрешая ситуацию «за ребёнка», договариваясь с его обидчиками или учителями, мы лишаем его бесценного опыта и в следующем столкновении противоречий он снова окажется беспомощным. Вы можете выслушать его, обсудить ситуацию, поискать вместе конструктивные выходы из неё, но разрешать конфликт ребёнку лучше самому.

2. Невозможно уберечь ребёнка от всего

К сожалению, мы не можем предугадать все сложности, с которыми столкнётся ребёнок.

Защищая интересы ребёнка без его согласия, мы лишаем его возможности «тренировать» навыки противостояния трудностям.

Убедитесь в этом, посмотрев сериал "Черное зеркало" (сезон 4, серия «Архангел»)

3. Не приувеличивайте масштаб конфликта

Зачастую взрослые могут переоценивать сложность ситуации и добавлять в неё свои тревоги, переживания и личный опыт, например:

· в ситуациях взаимодействия ровесников, в которых взрослые видят сексуальный контекст, о котором дети даже не задумываются;

· закрепление статуса («подрались - значит враги»);

· «Преднамеренное» членовредительство (хотя, на самом деле, это была просто «драка» карандашами)

и других ситуациях, которые дети могут воспринимать гораздо проще.

4. Разделяйте ответственность

Если конфликтная ситуация достигла таких размеров, что в неё включились родители и педагоги, решение её тоже возможно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. У каждой из них есть своя зона ответственности и рычаги влияния на других участников конфликта.

Родитель отвечает за жизнь и здоровье своего ребёнка, уровень его воспитанности, умение вести себя в обществе других людей, а ещё выступает представителем ребёнка в случае официальных разбирательств.

Ребёнок несет ответственность за собственные действия, однако, ресурсов для этого у него хватает не всегда. Конструктивная реакция взрослых формирует у ребенка ответственность за собственные поступки.

5. Соберите больше информации

Конечно, родителю важно быть в курсе происходящего с ребёнком в школе. Прежде чем эмоционально включаться в ситуацию и яростно защищать (или наказывать) ребёнка, соберите максимум информации о происшествии.

6. Будте на стороне своего ребёнка

В большинстве конфликтных ситуаций дети способны разобраться самостоятельно. Но если конфликт оказался серьёзным и в ситуацию включились другие люди, важно помнить, что ребёнку нужна поддержка родителя, а все воспитательные моменты, обсуждение поведения ребёнка в конфликте не стоит проводить прилюдно, лучше отложить до прихода домой.

8. Диалог или монолог?

По итогам конфликтной ситуации, будет полезно провести «разбор полётов». Первым порывом родителя часто становится длинный монолог, в который включаются все страхи, тревоги, а также прогнозы опасностей, которые могли или ещё могут случиться. Главная ошибка такого монолога — «цикличность» речи, когда самая правильная мысль звучит снова и снова. Из-за этого ребёнок перестаёт реагировать на слова родителя, воспринимая его монолог как белый шум. Не потерять внимание ребёнка можно только в диалоге, который поможет вам получить  больше информации, договориться о дальнейших правилах поведения, узнать о мыслях и переживаниях по поводу ситуации у самого ребёнка и создать «задел» на будущее.
Конфликтные ситуации в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, искренность и желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.
По итогам конфликтной ситуации, будет полезно провести «разбор полётов». Первым порывом родителя часто становится длинный монолог, в который включаются все страхи, тревоги, а также прогнозы опасностей, которые могли или ещё могут случиться. Главная ошибка такого монолога — «цикличность» речи, когда самая правильная мысль звучит снова и снова. Из-за этого ребёнок перестаёт реагировать на слова родителя, воспринимая его монолог как белый шум. Не потерять внимание ребёнка можно только в диалоге, который поможет вам получить больше информации, договориться о дальнейших правилах поведения, узнать о мыслях и переживаниях по поводу ситуации у самого ребёнка и создать «задел» на будущее. Конфликтные ситуации в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, искренность и желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.

Если вам не удается решить сложный конфликт, то вы можете обратиться за помощью к конфликтологу.

Наш Центр по разрешению конфликтов "No conflict" всегда готов помочь.

-4