1,6K подписчиков

Не совсем обычный БТР-60 в Свердловской области

14K прочитали

У трассы Екатеринбург-Тюмень, недалеко от границы с Тюменской области, у деревни Гилёва, стоит на постаменте бронетранспортёр БТР-60ПБ. Рядом - стенды с информацией о том, что деревня эта - родина двух Героев Советского Союза. Как это часто водится, в качестве памятника героям ВОВ была выбрана послевоенная военная техника, по принципу "что нашли, то и поставили". БТР-60 был разработан в КБ Горьковского автозавода во второй половине 1950-х, серийное производство машины началось в 1960 году, сначала на ГАЗе, а с 1976 года - в Кургане, на заводе колёсных тягачей (КЗКТ), где БТР-60 производился до 1987 года.

 У трассы Екатеринбург-Тюмень, недалеко от границы с Тюменской области, у деревни Гилёва, стоит на постаменте бронетранспортёр БТР-60ПБ.

Первой серийной версией машины была модификация БТР-60П, имевшая открытый сверху корпус, в 1963 году появилась модификация БТР-60ПА с закрытым корпусом, а в 1966 году - модификация БТР-60ПБ, получившая башню со спаренной пулемётной установкой. Бронетранспортёр-памятник представляет именно БТР-60ПБ, с грубоватыми муляжами вместо пулемётов КПВТ и СГМТ (или ПКТ), но некоторые детали дают понять, что башни на машине тоже изначально не было: это был не обычный БТР, а командно-штабная машина Р-145БМ "Чайка". Настоящее назначение машины выдаёт, в первую очередь, такая характерная деталь, как расположенные на левом борту кронштейны, на которых крепилась КВ-антенна зенитного излучения. Это уже не первый случай маскировки бывшей КШМ под обычный БТР при использовании в качестве памятника, похоже, дело в том, что большая часть сохранившихся до нашего времени БТР-60 - это как раз специальные машины.

 У трассы Екатеринбург-Тюмень, недалеко от границы с Тюменской области, у деревни Гилёва, стоит на постаменте бронетранспортёр БТР-60ПБ.-2

Силовая установка БТР-60 состояла из двух карбюраторных двигателей ГАЗ-40 мощностью 2х90 л.с., при этом один двигатель приводил в движение первый и третий мосты, а другой - второй и четвёртый мосты. Это было и недостатком, и преимуществом бронетранспортёра: с одной стороны, повышенная сложность конструкции, что влекло за собой снижение её надёжности и усложнение ТО и ремонта; а с другой стороны, повышение боевой живучести машины, так как при выходе из строя одного двигателя БТР сохранял способность двигаться с помощью работающего второго. На плаву (а буква "П" в индексе означало "плавающий") машина передвигалась с помощью водомёта. Это было ещё одним достоинством БТР-60, кроме этого, в однозначные плюсы можно записать удачную восьмиколёсную ходовую часть: она обеспечивала приличную проходимость, а также повышенную живучесть: бронетранспортёр мог сохранять подвижность при потере одного или даже двух колёс. А основными недостатками БТР-60 были слабое бронирование, отчасти обусловленное большими габаритами корпуса, и крайне неудобная посадка-высадка десанта - через верхние и боковые люки корпуса. Сделать люки в задней части, как у БМП, мешало заднее расположение моторного отделения. Десанта, кстати, в БТР-60ПБ помещалось 8 человек, ещё 2 человека составляли экипаж бронетранспортёра.

 У трассы Екатеринбург-Тюмень, недалеко от границы с Тюменской области, у деревни Гилёва, стоит на постаменте бронетранспортёр БТР-60ПБ.-3

Пластина, на которой нанесён заводской номер, порядочно закрашена, однако можно разглядеть, что первая буква - "В", что означает 1979 год выпуска, а дальше имеются буквы "УТ" - код, обозначающий производителя, в данном случае это Курганский завод колёсных тягачей.

 У трассы Екатеринбург-Тюмень, недалеко от границы с Тюменской области, у деревни Гилёва, стоит на постаменте бронетранспортёр БТР-60ПБ.-4

У меня в архиве есть фото и "чистых" БТР-60ПБ - памятников, как-нибудь дойдут руки и до них.

Эта же статья в моём ЖЖ: https://mib55.livejournal.com/340465.html