Крупнейшие российские банки Сбербанк и ВТБ рассказали о динамике трат потребителей на товары и услуги во время пандемии. Исследования отслеживают, как меняется спрос и экономические процессы в целом.
По данным лаборатории Сбербанка, с 6 по 12 апреля расходы населения на товары и услуги упали на 20 %, по сравнению с прошлым годом. Относительно недели 6-12 апреля этого года траты увеличились на 2,7 %. Прирост в расходах объясняют менее жестким соблюдением правил самоизоляции. Увеличилось количество офлайн транзакции, а также нормализовался спрос на наличные средства. Эти операции требуют личного присутствия.
Категории розничного товарооборота и потребления услуг достигли относительно стабильных показателей. Падение показателей сегмента «Бытовая техника и электроника» приостановилось на 16, 2 % за неделю, а категории «Мебель и предметы интерьера» – на 11,5 %. Восстановились сегменты «Товары для дома» и «Телекоммуникационное оборудование» – расходы увеличились на 5,2 % и 36, 7 % соответственно.
Впервые нормализовались затраты на медицинские товары и лекарства. После недели с 6 по 12 апреля показатели данной категории уменьшились на 6,6 %, по сравнению с прошлым годом.
Владельцы карт ВТБ сократили свои расходы на треть с 30 марта по 5 апреля относительно предыдущей недели, сообщает РБК. На 30 % сократилась транзакционная активность клиентов во время нерабочих дней. Значительно снизились траты в категориях «общественный транспорт», «поездки на автомобилях» и «автозаправки».
Транзакции клиентов Промсвязьбанка также упало на 5-7 %. В период с 30 по 5 апреля заметную стагнация заметили у сегментов «Одежда и обувь» и «Кафе и рестораны». Держатели карт Промсвязьбанка увеличили платежи онлайн: в марте значение выросло на 25 %, по сравнению с прошлым годом. Этому поспособствовала курьерская доставка и онлайн сервисы.
«Сейчас все траты сосредоточены в жизненно важных сегментах», – отметили в ВТБ. ВТБ ожидают, что этот тренд продлится до конца апреля в случае продолжения карантина. Потребительский спрос в апреле, по оценкам экспертов, составит менее 1 трлн руб. Это заберет 0,9 % годового ВВП РФ только по каналу конечного спроса домохозяйств.
Хотите лучше разбираться в экономических процессах? Пройдите профессиональную переподготовку по экономике.