Подобные же принципы центричности достаточно ярко выражены и в сохранившейся в Глухове Преображенской церкви (1765).
Если мысленно убрать пристроенный позже западный притвор, то это однокупольное сооружение при симметричном тетраконховом плане действительно обретет облик высотного монумента.
Очень хорошо здесь ритмичное построение масс здания, как бы вырастающего и тянущегося вверх. Основной куб здания постепенно кверху уменьшает свои размеры и завершается пологой кровлей.
Над этой кровлей возвышается восьмиугольный барабан с тонкими изящными пилястрами. Увенчано здание куполом с главкой типичной украинской формы.
Следует заметить, что подобный прием в украинском культовом зодчестве был довольно распространенным. Так, например, существуют здания, подобные Преображенской церкви.
Хорошо сохранившаяся в Глухове Вознесенская (Кладбищенская) церковь знаменует собой утверждение иных художественных принципов зодчества, а именно классицизма.
Надо, впрочем, заметить, что формы этого здания несколько утяжелены, а его декоративное убранство мало соответствует масштабу здания.
Формы классической архитектуры можно видеть и в сохранившейся в Глухове Триумфальной арке, сооруженной в 1744 году местными мастерами в честь посещения города царицей Елизаветой (впрочем, существует мнение, что арка построена позже архитектором А. Квасовым в честь посещения города Екатериной).
Это здание полностью реставрировано после Великой Отечественной войны. К проездной арке примыкают боковые объемы, в которых устроены арки поменьше для пешеходов.
На фоне одноэтажной и в общем незначительной окружающей застройки эта арка выглядит довольно внушительно. Форменным бедствием для Глухова были частые пожары, уничтожившие большинство его памятников.
Это касается и рядовой жилой застройки. Большинство жилых домов XVII—XVIII веков исчезло, и лишь незначительное количество их дошло до нашего времени.
Такие рядовые жилые дома (кирпичные), построенные при реконструкции города по проекту Квасова в середине XVIII зека, сохранились (в перестроенном виде) по главной улице, пересекающей город с востока на запад.
Обращает на себя внимание дом теперешней библиотеки техникума механизации сельского хозяйства.
Дом этот, несомненно, старый, с портиком и полуколоннами довольно архаичной формы. Корпус здания необычно широкий, и, возможно, он переделан из какого-то здания гетманского времени.
Следует, наконец, упомянуть об Анастасьевском соборе, построенном в центре Глухова в конце XIX века миллионером-сахарозаводчиком Терещенко, который в этих местах владел огромными поместьями.
Этот капиталист чувствовал себя полновластным хозяином в своих хоромах и, видимо, полагал, что под его могущественной опекой Глухов кое в чем может поспорить даже с Киевом.
Построенный им собор представляет несколько уменьшенную копию киевского Владимирского собора и действительно производит весьма внушительное впечатление на фоне обычного уездного города, каким был Глухов в ту пору.
Иконостас собора выполнен из белого мрамора, вывезенного из Италии, в духе господствовавшей тогда моды стилизованных византийских и древнерусских форм.
В росписи собора принимали участие довольно известные художники, в частности братья Сведомские. Вообще интерьеры выполнены с большой пышностью. Собор хорошо сохранился.
Километрах в пятнадцати на юг от Глухова, по дороге в древний былинный город Путивль, на высоком очень живописном берегу реки Клевеки расположен Глуховско-Петропавловский монастырь, известный с глубокой древности. По преданиям, он основан в XIII веке.
Раньше монастырь располагался в густом дубовом лесу, от которого сохранились лишь одинокие деревья, кусты и многочисленные пни.
С этим монастырем связана деятельность известных ревнителей православия и просвещения Дмитрия Ростовского (1651 —1709) и Мелхиседека Знач-ко-Яворского (1716—1809). Последний здесь и похоронен.
В этом монастыре было три культовых здания, в том числе собор Петра и Павла, построенный в конце XVII века.
Архитектура этого собора была наделена чертами, свойственными более древним памятникам весьма известного в свое время города Стародуба (Брянской области).
Это было типичное для украинского зодчества трех-камерное, трех-купольное здание, наделенное стройными выразительными формами. Согласно договору от 1695 года, этот собор был построен «записным государевым мастером каменного дела» Матвеем Ефимовичем.
Этот же мастер, согласно договору от 1692 года, построил в Глухове церковь Михаила, которая не сохранилась. Интересна планировочная композиция этого комплекса.
С южной стороны устроены первые входные ворота с надзгоатной церковью, которые вели в гостиничный двор. Затем следовали вторые ворота с трехкупольной надвратной церковью, весьма живописной и оригинальной архитектуры, которые вели уже в собственно монастырский двор.
Частично сохранившийся, этот арочный проезд был украшен богатой лепкой и лолихромными тематическими и декоративными росписями.
От этого славного своей историей и высокохудожественного архитектурного ансамбля, расположенного в очаровательной местности, сохранились лишь постройки гражданского назначения.
Культовые здания разобраны без всякой к тому надобности. Здесь сейчас находится больница.
Чуть в стороне от старинного Глуховско-Путивльского тракта, километрах в двадцати на север от Путивля, расположено село Волокитино. пользовавшееся в свое время громкой известностью.
В этих местах находятся залежи первоклассных каолиновых глин, Черниговщина всегда славилась изделиями художественной и бытовой керамики.
Здесь были искусные мастера этого дела, получившие известность своими высокохудожественными изделиями, которые представляли собой результат умелой обработки с помощью огня, поливы и опытных человеческих рук древнейшего спутника цивилизации — глины. Из этих же глин изготовлялся фарфор.
Известно, что в XVIII веке глуховские глины гужевым путем вывозились на царские фарфоровые заводы в Петербург, где из них изготовлялись прекрасные высокохудожественные изделия.
Со временем предприимчивый местный помещик Миклашевский организовал фарфоровое производство на месте, и изделия с маркой Волокитнинского завода пользовались широкой известностью, даже конкурируя с лучшими мировыми фирмами.
Культура фарфорового производства была здесь столь высока, что в усадьбе Миклашевского в XIX веке была построена церковь, в которой огромный иконостас со сложнейшими декоративными и скульптурными деталями был целиком выполнен из золоченого и расписанного красками фарфора.
Это было высокохудожественное и уникальное в своем роде произведение. К сожалению, оно не сохранилось, а отдельные фрагменты этого иконостаса можно видеть в музее архитектуры при Софийском заповеднике в Киеве.
В бывшей усадьбе Миклашевских сохранились остатки парка, и в нем — монументальные Золотые ворота, построенные, по-видимому, в начале XIX века в псевдоготическом стиле.
На фоне буйной зелени старинного запущенного парка декоративные башни, зубцы и машикули этих изрядно пострадавших от времени ворот в сочетании с изысканностью рисунка чугунной решетки производят своеобразное, если можно так сказать, бунинское впечатление.