Добрый день всем, приветствую на канале логопеда и многомамы, и сегодня хочу продолжить разговор о нарушениях звукопроизношения.
В предыдущей статье я рассказала о возрастных нормах развития звукопроизношения, и о физиологических заменах - то есть тех этапах, которые проходит звукопроизношение в онтогенезе, как оно развивается. Ребенок начинает говорить гораздо раньше, чем начинает говорить чисто - и несовершенное звукопроизношение не мешает ему выражать свои мысли.
Артикуляционный аппарат созревает не сразу, и не все движения доступны ребенку в 2,3, 4 года. Но при этом он говорит, и говорит понятно, а возрастные особенности звукопроизношения - замены на более лёгкие в произношении и более ранние в онтогенезе звуки постепенно исчезают, и к 5, максимум к 6 годам звукопроизношение ребенка не отличается от звукопроизношения взрослого человека .
Слуховое восприятие ребенка работает в тесной связи с его артикуляцией, мозг ребенка постоянно сверяет то, что ребенок произносит, с тем, что он слышит от себя и от других. И если связь рот-ухо-мозг работает бесперебойно, к 5-6 годам ребенка мы слышим чистую речь.
Что же бывает, если что-то где-то закоротило. Бывают варианты. Если органы артикуляции сформированы или функционируют неправильно по ряду причин - сохранный фонематический слух ребенка отчаянно пытается найти соответствие исходящему из его рта звуку и тому звуку, который слышится от большинства окружающих. Только вот возможности ограничены и... Вариантов тут масса. Боковые, носовые, межзубные, призубные, губно-зубные, горловые.. .
Эти звуки невозможно написать буквами, можно только продемонстрировать на аудиозаписи. Родитель часто не в состоянии описать, что конкретно не так - просто каша. А ухо ребенка и его мозг уже смирились с продуктом, который производит его артикуляционный аппарат - и не бунтуют. Считают нормой.
Поэтому работа логопеда с искажениями звуков всегда сложнее, чем работа с заменами. Приходится преодолевать сразу две преграды - несовершенство артикуляционного аппарата - тонус, слабость мускулатуры, особенности строения - и перестраивать фонематические процессы, вторгаться в уже сформированные мозговые связи. Вот это горловое - Р и все тут! Ребенок может этого не декларировать, но он действительно уже так слышит. И долгое время уходит на то, чтобы разубедить мозг.
Поэтому. Любые искажения любых звуков - повод для максимально раннего обращения к логопеду. Искажений в норме не бывает, и сами они чаще всего не пройдут. Исключение - лёгкая межзубность в возрасте до 3 лет. Или носовой оттенок голоса при аденоидах и тп - тут логопед бесполезен, пока не устранится основная причина. Все же остальные случаи искажений - чаще всего подразумевают небыстрый процесс коррекции. Поэтому лучше начать пораньше.