Хороший день, чтобы стать независимым. Часть IV.

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Пользуясь тем, что главы восстания до сих пор грызлись друг с другом за то, кто же должен руководить парадом, египетско-турецкий полководец Ибрагим-паша высадил на Пелопоннесе, недалеко от портового города Наварин 12 000 своих солдат и разбили армию князя Маврокордатоса. После этого греки уже окончательно, твёрдо, железобетонно решили объединить свои усилия в борьбе с турками. Для того, чтобы все были довольны, Колокотрониса оторвали от монашек и вернули на Пелопоннес, поставив во главе десятитысячного повстанческого войска (естественно, недоволен был только Колокотронис). Бравый клефт и завсегдатай островных монастырей смог выбить турок из будущей столицы Греции – Нафплиона, но потом терпел поражение за поражением. К началу 1826 года почти весь Пелопоннес был захвачен османами, и сопротивление перешло в Западную Грецию. Весной 1826 года турки окружили греческий гарнизон в городе Месолонгион. Не желавшие сдаваться в плен солдаты, когда поняли, что сопротивление бесполезно, взорвали себя в оружейном складе, а турки, войдя в город, устроили резню мирного населения, перебив около 4000 горожан. После этого Ибрагим-паша был назначен правителем Пелопоннеса и твёрдо решил истребить греков. Были захвачены Афины и греческие войска, под командованием французского полководца-филэллина Оливье Вутье укрылись в Акрополе, откуда продолжали обороняться.

"Скорбящая Греция на руинах Месолонгиона". Эжен Делакруа. 1826 год.
"Скорбящая Греция на руинах Месолонгиона". Эжен Делакруа. 1826 год.

Греки голодали, умирали в боях с турками, женщин и детей в захваченных османскими войсками городах насиловали, убивали и продавали в рабство в Африку. Войны в Западной Греции, которые вёл с Ибрагимом-пашой Колокотронис, не были победоносными и потихоньку у греков возникал синдром утёнка. Все эти тяжелейшие испытания, выпавшие на долю эллинов, не на шутку будоражили просвещённые умы Европы. Из-за огромного количества пожертвований, не только от частных лиц, но и от крупных компаний и банков на дело греческой революции, европейская экономика терпела реальные убытки и на политической кухне уже строились планы по скорейшему решению греческого вопроса.

Резня, учинённая турками на греческом острове Хиос 11 апреля 1822 года на полотне Эжена Делакруа.
Резня, учинённая турками на греческом острове Хиос 11 апреля 1822 года на полотне Эжена Делакруа.

В 1826 году три крупнейшие державы того времени – Великобритания, Франция и Россия, собрались в Лондоне и решили историю с греческой независимостью прекращать. К восставшим отправили иностранных наблюдателей-консультантов, которые стали пытаться примирить враждующие партии (а точнее – предпринимать попытки договориться с Колокотронисом, чтобы он, наконец начал сотрудничать с Временным Правительством и перестал посылать всех к аллаховой матери, занимаясь самоуправством и губя солдат почём зря), а также разрабатывать проекты по урегулированию греко-турецкого конфликта.

В 1827 году, стараниями иностранцев, было созвано Третье Национальное Собрание и утверждена-таки, наконец, с Божьей помощью, Гражданская Конституция Греции. Правителем Греции на этом собрании, сроком на 7 лет, был избран уже известный нам член клуба анонимных революционеров и бывший министр иностранных дел Российской Империи граф Иоаннис Каподистрия, который, правда, в это время в Греции отсутствовал и прибыл туда только после Наваринского морского сражения. Оно стало реакцией османского Султана на признание Россией, Францией и Великобританией независимости Греческой Республики на конференции в Лондоне. Когда Султану об этом доложили, он подавился рахат-лукумом и, пока аки снег, припорошивая мраморные перила крытой веранды константинопольского дворца Османов, сахарная пудра сыпалась изо рта кашляющего монарха, Ибрагим-паша собрал у берегов практически опустошённого за полгода усилиями турок Пелопоннеса, египетско-турецкую эскадру. Но уже не только рахат-лукум угрожал здоровью Султана, ибо англо-русско-французский союзный флот разбил Ибргаим-пашу на голову всего за 4 часа.

Портрет Ибрагима-паши. Шарль Филипп Ларивьер. 1846 год.
Портрет Ибрагима-паши. Шарль Филипп Ларивьер. 1846 год.

Когда эта ошеломляющая новость ударила в голову Махмуда II, он приказал закрыть пролив Босфор, соединяющий Чёрное море со Средиземным и начать мобилизацию войск в Молдавии, на границе с Россией, и этим только плеснул в пламя турецко-европейского конфликта увесистую кружку оливкового масла. В апреле 1828 года Российская Империя открыто объявила Турции войну.

Друзья, искренне надеюсь, что всё происходящее скоро закончится. Ограничения снимут до конца и мы снова сможем путешествовать. Буду рад личной встрече, как прилетите к нам в Афины