Бизнес идея. Фантазии и реальность.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Из общения с начинающими предпринимателями пришёл к выводу, что многие из них считают бизнес-идею главным элементом успешности начинаемого дела. Чтобы обсудить роль и алгоритм выбора бизнес-идеи необходимо понять "что это за фрукт и с чем его едят".
Начнем с определения. Бизнес-идея - это осмысленное создание образа нового предприятия или направления в рамках существующего бизнеса. Из определения следует, что любая бизнес-идея представляет из себя обычное новое направление. В качестве примера можно привести развитие направления бижутерии в магазине женской одежды, как дополнительной товарной группы. К бизнес-идеи также можно отнести открытие нового розничного магазина, предприятия по оказанию каких-либо услуг, франшизы и так далее.
Обсуждать в этой статье конкретные бизнес-идеи не имеет смысла. Во-первых, на просторах интернета их можно найти тысячи, хотя если присмотреться, то многие новые идеи - это хорошо забытые старые. Во-вторых, новые идеи для бизнеса с хорошим результатом в одном регионе России могут быть не такими эффективными в другом. Поэтому главная задача статьи заключается в том, чтобы правильно реализовывать новые идеи в бизнесе. Можно было бы академическим языком, как в учебнике, объяснить механизм реализации любого бизнес-проекта, но практика показывает, что реальные примеры более наглядны для понимания. Рассмотрим несколько примеров.
Пример №1 или как "продать корову". Речь пойдет о продаже в одной из розничных сетей города Москвы игрушки "Летающая корова".
В одном магазине таких игрушек продавалось около тысячи штук в месяц, а во втором и в третьем около четырехсот единиц. При этом, проходимость (один из главных показателей оценки локации магазина) всех трех магазинов была практически одинаковая. Такая разница в продажах объяснялась тем, что покупатели первого и двух других магазинов отличались по возрасту и уровню доходов. Самое интересное - это возраст покупателей первого магазина. Покупателями являлись сотрудники рядом расположенных офисов в возрасте от 26 до 35 лет. Один из важных выводов данного примера заключается в том, что эффективность продаж зависит от соответствия позиционирования розничного магазина целевой аудитории возможных покупателей.
Пример №2 или продажа "грелок для пупка". Эта история связана с продажей через одну большую розничную сеть разделочных досок для якобы быстрого размораживания продуктов. Идея заключалась в том, что на обычной разделочной пластиковой доске черного цвета замороженные продукты должны размораживаться быстрее. С точки зрения физики - это верно, но на практике это происходило не так быстро, как хотелось покупателю. В конечном итоге эти "грелки для пупка" в количестве нескольких тысяч штук с трудом, но с прибылью были распроданы. Вывод из этого примера заключается в том, что через развитую сеть продаж (в данном случае розничную сеть) можно реализовать практически любой товар. При этом, следует учитывать, что создание любого канала продаж: оптовая торговля, розничная сеть, интернет торговля или каналы продаж в социальных сетях стоят денег и требуют времени. Этот пример относится и к производству собственной продукции.
Пример №3 или "На каждого мудреца довольно простоты". Здесь речь пойдет об открытии магазина розничной торговли рядом с магазином такого же направления, но работающего по франшизе. Суть примера заключается в том, что любое предприятие, работающее по франшизе имеет ряд конкурентных преимуществ на рынке, особенно перед неопытными предпринимателями. К таким преимуществами относятся:
- узнаваемость бренда;
- отработанные технологии продаж;
- оптимальное управление товарными запасами;
- достаточно хорошие цены от поставщиков;
- ... и так далее.
Но у открывшегося конкурента имелось одно важнейшее преимущество для розничной торговли - это более близкое расположение к людскому и автомобильному трафику. В конечном итоге, новый магазин оттянул от магазина, работающего по франшизе около 40% покупателей. Иногда ситуация доходила до смешного: покупатели путали магазины и предъявляли в новом магазине дисконтные карты магазина, который работал по франшизе. Самое интересное: им по ним давали скидку, что позволяло привязывать владельцев этих карт к новому магазину. Промежуточный вывод заключается в том, что в конкуренции при прочих равных условиях существуют принципиальные преимущества, которые дают выигрыш в конкуренции.
Если подводить итоги темы о роли бизнес-идеи в успешности бизнеса, можно сделать следующие выводы:
- Безусловно, с идеи начинается любой новый бизнес или его новое направление в рамках существующего.
- При реализации бизнес-идеи необходимо хорошо представлять на какую целевую аудиторию она ориентирована. Максимальное соответствие новой идеи целевой аудитории (по цене товара или услуги, их потребительским качествам и тому подобное) позволяет добиться большего экономического эффекта.
- При реализации бизнес-идеи необходимо понимать, что создание канала для продвижения товара требует времени, денег и определенных навыков. Наличие развитого канала сбыта позволяет минимизировать финансовые риски.
Самый главный вывод заключается в том, что успешная реализация любой бизнес-идеи - это совокупность правильных решений ряда задач: маркетингового, финансового, кадрового планирования и тому подобное. Все эти темы постараемся обсудить в следующих статьях.
Всем удачи и хорошего настроения!