Найти тему
Вита Черёмухина

Христианство сделало феминизм возможным

Сегодня в православной церкви празднуют женский день. Ну как, не просто день любых женщин, а день женщин-христианок. Жён мироносиц. Потому что именно женщины не убоялись позаботится о Его погребении, пока ученики прятались по домам, и они же первые удостоились милости видеть воскресшего Христа, первые о Нём благовестовали. Память об этом празднуется в Церкви каждый год в третью неделю после Пасхи. Только вот люди далёкие от христианства об этом не знают, а те, кто в церкви, принимают как должное: ещё один праздник, тема для воскресной проповеди и православная альтернатива 8 марта. И мало кто задумывается о том, что не будь жён мироносиц, и никакого восьмого марта могло бы не быть. И вся западная культура, развивающаяся в христианской (гуманитарной) парадигме, могла бы быть совсем иной. Какой? А вы хотя бы на мусульманские страны взгляните и задумайтесь, почему фемдвижение зародилось не там, где в нём было больше всего нужды, а в обществе, где, по крайней мере, никто не оспаривал право женщины называться человеком.

Икона жены-мироносицы (Троице-Сергиева Лавра)
Икона жены-мироносицы (Троице-Сергиева Лавра)

Мы слушаем Евангелие в церкви, читаем дома и воспринимаем его события как нечто само собой разумеющееся. Отчасти потому, что мы выросли в христианском мире, даже если наши родители совсем не были верующими, а в стране господствовала антирелигиозная пропаганда. Но совсем не так воспринимали эти события те, кто были их современниками и свидетелями. Христос перевернул весь уклад, всё восприятие мира. Он первый указал, что женщина не в меньшей степени образ и подобие Божие, сосуд бессмертной души.

В Римской империи христианство долго называли "религией женщин и рабов". И в этом было много правды. Не потому ли, что и женщины, и рабы были одинаково бесправны, а свободным мужчинам сложнее было уверовать в Бога, Который утверждал, что у них нет никаких преимуществ перед теми, кого они считали "одушевлёнными вещами", "нищими духом". "Так ведь и сейчас мужчины нас всячески угнетают!" - могут возразить радикальные и не очень сторонницы фемдвижения. Я не буду отрицать фактов, но предлагаю сравнить нынешнее положение женщины (или хотя бы положение женщины в 18-19 веке) с тем, в каком она находились в Римской Империи. Может быть, в честь богинь и возводились храмы, но женщинам язычники отказывали даже в самом наличии души. Девочкам при рождении не давали имён, а звали в лучшем случае милыми домашними прозвищами, как котят или щенков, или порядковыми номерами - Первая, Вторая. А зачем приучать к имени, если после замужества женщине всё равно предстоит носить имя супруга? Женские имена в те времена были по сути феменитивами от мужских: Юлия (жена Юлия), Александра (жена Александра) - ряд можно продолжить. Женщина после замужества жила в женской половине дома, не могла проходить на мужскую, участвовать в общей трапезе и разговорах. Но изолированность и подчинение мужу не означало безопасность, он мог спокойно разорвать брак в одностороннем порядке. Совершенно нормальным считалось отнести только что родившуюся девочку на окраину города и бросить её там замерзать или служить пищей диким зверям. Такие поступки не осуждались.

Если женщина это вещь, то её можно купить. Или, например, украсть. (Никола Пуссен "Похищение сабинянок")
Если женщина это вещь, то её можно купить. Или, например, украсть. (Никола Пуссен "Похищение сабинянок")

И вот в этом устоявшемся мире раздаются слова апостольского послания: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно в Иисусе Христе"(из Послания апостола Павла Галатам). У иудеев положение женщин было немногим лучше, чем у язычников. Может быть, девочкам давали имена и не отдавали их на растерзание диким зверям, но и здесь женщина за стол с мужчинами не садилась, молилась от них отдельно, соблюдала закон Моисея, но, например, ежегодное паломничество к Храму для женщин было факультативно: мужчина решал, брать ли ему с собой жён и дочерей или оставить их дожидаться его дома. Женщине не то что следовало молчать, пока говорят мужчины, ей и слушать-то возбранялось. Ответственность за грехи возлагали на женщин. Их побивали камнями за блуд, их гнушались касаться, когда они считались ритуально нечистыми (речь о менструации). Но Христос на протяжении всего своего пути словно отказывается замечать эту разницу, эту прочерченную традицией границу. Он учит женщин и отвечает на их вопросы (разговор с самарянкой у колодца одна из первых его проповедей), Он даёт женщине право не только обслуживать Его, но и внимать Ему наравне с Его учениками (история про Марию и Марфу не только о том, что молитва не менее важна, чем суета добрых дел, но и о том, что место женщины не на кухне, а рядом с Господом). Он исцеляет женщин и не гнушается ритуальной нечистотой (кровоточивую не пускали в Храм, но Господь не отшатнулся от неё, когда она к Нему прикоснулась, а исцелил). Он прощает женщин виновных в прелюбодеянии и не просто прощает, а указывает мужчинам "кто из вас без греха", тем самым уравнивая мужчину и женщину перед Богом. И то, что Он, воскреснув, сначала показывается перед женами-мироносицами есть и исполнение сказанного в нагорной проповеди: "Блаженны нищие духом ибо они живого Бога узрят", и окончательное и бесповоротное утверждение - все мы дети Божьи, и нелюбимых нет.