Развитие ребенка включает в себя биологические, психологические и эмоциональные изменения, которые происходят в организме человека между его рождением и завершением подросткового возраста. В процессе развития человек переходит от зависимости к большей самостоятельности. Это непрерывный процесс с предсказуемой последовательностью, но с уникальным курсом для каждого ребенка.
Он протекает не одинаковыми темпами, и на каждый этап влияет предшествующий опыт развития. Поскольку генетические факторы и события в пренатальной жизни могут сильно влиять на изменения в развитии, генетика и пренатальное развитие обычно являются частью изучения развития ребенка. Связанные с этим термины включают психологию развития, относящуюся к развитию на протяжении всей жизни, и педиатрия, отрасль медицины, относящуюся к уходу за детьми.
Изменения в развитии могут происходить в результате генетически контролируемых процессов, известных как созревание, или в результате факторов окружающей среды и обучения, но чаще всего они связаны с взаимодействием между ними. Оно также может происходить в результате человеческой природы и способности человека учиться на примере окружающей среды.
Существуют различные определения периодов в развитии ребенка, поскольку каждый период представляет собой континуум с индивидуальными различиями в отношении начала и окончания. Некоторые возрастные периоды развития и примеры определенных интервалов включают: новорожденный (0-4 недели); младенец (4 недели - 1 год); младенец (12 месяцев - 24 месяца); дошкольник (2-5 лет); ребенок школьного возраста (6-12 лет); подросток (13-19 лет)
Содействие развитию ребенка посредством обучения родителей, среди прочих факторов, способствует отличным темпам развития ребенка.Родители играют большую роль в деятельности ребенка, его социализации и развитии. Наличие нескольких родителей может привнести стабильность в жизнь ребенка и, следовательно, способствовать здоровому развитию.Еще одним влияющим фактором развития детей является качество их заботы. Программы по уходу за детьми могут быть полезны для развития ребенка, например, его способностей к обучению и социальных навыков.
Оптимальное развитие детей считается(кем?) жизненно важным для общества, поэтому(цитирование необходимо)важно понять социальное, когнитивное, эмоциональное и воспитательное развитие детей. Возросшие исследования и интерес к этой области привели к появлению новых теорий и стратегий, с особым вниманием к практике, которая способствует развитию в рамках школьной системы. Некоторые теории направлены на описание последовательности состояний, составляющих развитие ребенка.
Микросистема:
Относится к учреждениям и группам, которые наиболее непосредственным и непосредственным образом влияют на развитие ребенка, включая: семью, школу, религиозные учреждения, квартал и сверстников.
Мезосистема:
Состоит из взаимосвязей между микросистемами, например, между семьей и учителями или между сверстниками ребенка и семьей.
Экзосистема:
Вовлекает в себя связи между социальными структурами, которые не вовлекают ребенка. Например, на опыт ребенка дома может влиять опыт его родителя на работе. Родитель может получить повышение, которое требует больше путешествий, что, в свою очередь, увеличивает конфликт с другим родителем, что приводит к изменениям в характере его взаимодействия с ребенком.
Макросистема:
Описывает всеобъемлющую культуру, которая влияет на развивающегося ребенка, а также микросистемы и мезосистемы, встроенные в эти культуры. Культурный контекст может различаться в зависимости от географического положения, социально-экономического статуса, бедности и этнической принадлежности. Члены культурной группы часто разделяют общую самобытность, наследие и ценности. Макросистемы развиваются во времени и от поколения к поколению.
Хроносистема:
Состоит из закономерностей экологических событий и переходов на протяжении жизни, а также изменения социально-исторических обстоятельств. Например, исследователи обнаружили, что негативные последствия развода для детей часто достигают пика в первый год после развода. К двум годам после развода семейное взаимодействие становится менее хаотичным и более стабильным. Примером изменения социально-исторических обстоятельств является увеличение возможностей для карьеры женщин в течение последних тридцати лет.
Позднее в работе Бронфенбреннера рассматривалась роль биологии и в этой модели, поэтому теорию иногда называли биоэкологической моделью.
В этой теоретической конструкции каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут формировать психологическое развитие.
Например, внутригородская семья сталкивается с множеством проблем, которых нет у богатой семьи в закрытом сообществе, и наоборот. Городская семья с большей вероятностью столкнется с экологическими трудностями, такими как преступность и убожество. С другой стороны, защищенная семья с большей вероятностью лишится заботливой поддержки со стороны расширенной семьи.
С момента опубликования в 1979 году основного положения этой теории Бронфенбреннера "Экология развития человека" оказала широкое влияние на то, как психологи и другие люди подходят к изучению человека и окружающей его среды . В результате его новаторской работы в области экологии человека эти среды - от семьи до экономических и политических структур - стали рассматриваться как часть жизненного пути с детства и до взрослой жизни.
В качестве важных влияний на свою теорию Бронфенбреннер назвал советского психолога развития Льва Выготского и немецкого психолога Курта Левина.
Работы Бронфенбреннера представляют собой один из основополагающих элементов перспективы экологического консультирования, который поддерживается Робертом К. Конином, Эллен Кук и программой консультирования Университета Цинциннати.
Существует множество различных теорий, связанных с развитием человека. Теория экологии человека делает акцент на экологических факторах как центральных для развития.