Найти тему

Как Леонардо учился? | Испанская капелла

Леонардо да Винчи учился максимально правильно!

Все, что нас окружает, - непрерывно обучает, сознательно и бессознательно. Это так называемое имплицитное обучение.

Имплицитное научение — усвоение каких-то сложных взаимосвязей в окружающем мире без участия сознания и без цели обучения. Бессознательное научение одновременно с осознанным (эксплицитным) дает самый сильный эффект. Научные исследования это подтверждают.

Испанская капелла при монастырском комплексе Санта-Мария-Новелла – место, в котором обучались практически все мастера времен Леонардо да Винчи. Пройти в него можно через внутренний зеленый дворик с прохладными аркадами. Весь комплекс – сплошное наглядное пособие. Здесь можно увидеть и фрески великих мастеров, поучиться у них, и погрузиться в историю средневековой научной мысли. Буквально каждое изображение несет в себе смысловую, историческую и художественную нагрузку. Обстановка, в которой Леонардо да Винчи получал знания, поражает насыщенностью. Системность и продуманность, наглядность и живая атмосфера.

Представляете, как интересно было ученикам и слушать мастера, и одновременно видеть перед собой иллюстрации в виде знаменитых фресок?

Фреска «Путь спасения» или «Триумф церкви » Андреа Бонайути (Andrea Bonaiuti), о содержании которой подробнее рассказано в видео Места Леонардо: Испанская капелла:

Andrea Bonaiuti. The Way of Salvation fresco is in the Spanish Chapel. 1365-1367. CC0
Andrea Bonaiuti. The Way of Salvation fresco is in the Spanish Chapel. 1365-1367. CC0
Черные фигуры - доминиканские священники ("псы Господни"), их символ - черно-белые собаки. На левом переднем плане находится группа из примерно пяти десятков фигур, представляющих христианский мир и иллюстрирующих религиозные и светские иерархии. В центре - папа и император, а у их ног черно-белые собаки, защищающие овец. Светские фигуры варьируются от императора до нищих и калек. За ними великий Флорентийский собор, представляющий церковь . Общая композиция с еретиками справа и верными слева перекликается с обычными сценами Суда.

Но как все наполнено живым движением, даже обыденностью! Ребенок, юноша может рассматривать их с удовольствием, пока педагог вещает о схоластических догмах:

Фреска «Триумф церкви»  Андреа Бонайути , фрагмент.
Фреска «Триумф церкви» Андреа Бонайути , фрагмент.

Конечно, не факт, что дитя все услышит, фреска интереснее 😊. Зато научится имплицитно, не теряя интереса!