Итальянский композитор Алессандро Скарлатти вошел в историю европейской музыкальной культуры как глава и родоначальник широко известной в конце XVII — начале XVIII веков неаполитанской оперной школы. Первоклассный органист, педагог, капельмейстер, Скарлатти работал в крупнейших городах Италии (Рим, Флоренция, Венеция), где приобрёл большой опыт, сочиняя произведения в разнообразных жанрах светской и духовной музыки.
Биография композитора до сих пор изобилует белыми пятнами. Особенно это касается его детства и ранней юности. Долгое время считалось, что Скарлатти родился в Трапани, но затем было установлено, что он уроженец Палермо. Точно неизвестно, где и у кого учился будущий композитор. Однако, учитывая, что с 1672 года он жил в Риме, исследователи особенно настойчиво упоминают имя Джакомо Кариссими как одного из его возможных учителей.
Первый значительный успех композитора связан с Римом. Здесь в 1679 году была поставлена его первая опера «Невинный грех» и здесь же, через год после этой постановки Скарлатти стал придворным композитором шведской королевы Христины, жившей в те годы в папской столице.
В Риме композитор вошел в так называемую «Аркадскую академию» — содружество поэтов и музыкантов, созданное как центр защиты итальянской поэзии и красноречия от условностей напыщенного и вычурного искусства XVII в. Алессандро пользовался покровительством Папы Климента XI, пожаловавшего ему дворянский титул.
В академии Скарлатти и его сын Доменико встречались с А. Корелли, Б. Марчелло, молодым Г. Ф. Генделем. С 1683 года Скарлатти обосновался в Неаполе. Там он работал сначала капельмейстером театра Сан-Бартоломео, а с 1684 по 1702 гг. — королевским капельмейстером. Одновременно он писал музыку для Рима. В 1702-08 и в 1717-21 гг. композитор жил то в Риме, то во Флоренции, где ставились его оперы. Последние годы он провел в Неаполе, занимаясь преподавательской деятельностью в одной из консерваторий города. Среди его учеников наиболее прославились Д. Скарлатти, А. Хассе, Ф. Дуранте.
Музыкальные формы Скарлатти являются важным связующим звеном между манерой пения раннего итальянского барокко XVII века, с центром во Флоренции, Венеции и Риме, и классической школой XVIII века, кульминацией которой был Моцарт.
Алессандро Скарлатти обладал поистине легендарной творческой плодовитостью. Он писал по две оперы в год и каждый день по кантате. Ему принадлежат свыше ста опер, несколько сот кантат, оратории, мессы, мадригалы, множество пьес для различных инструментов.
Прозвучит ария Canta dolce il rosignolo - «Поёт нежно соловей» (ария из серенады «Слава Весне»)
A. Scarlatti: Canta dolce il rosignolo
Для меня одной соловей
Поет сладко в тенистых долинах
И для меня земля цветет
Белыми цветами, лилиями и розами.