Найти тему
Копилка чудес

Игры со звуками. Различаем твёрдые и мягкие согласные.

Понять, что в речи встречаются твёрдые и мягкие согласные, дети могут только на конкретных примерах. Возьмите мишку и мышку (или положите картинки). Предложите ребёнку внимательно послушать, какой первый звук в слове "мишка" - [м` ] - звучит мягко, мягкий звук, а какой в слове "мышка" - [м ] - звучит твёрдо, твёрдый звук. Пусть ребёнок сам повторит вместе с Вами первые звуки и поймёт разницу твёрдых и мягких звуков на слух. Конечно, только при многократном проведении таких наблюдений над звуками малыш сможет быстро определять твёрдость-мягкость согласного. А для того, чтобы ребёнку не было скучно, придумаем разные звуковые игры-сортировки.

Игра "Засели домики"

Вырезаем два домика. Один из зелёной бумаги, а другой - из синей. Объясните, что в зелёном домике будут жить животные, чьё название начинается на мягкий звук, а в синем - на твёрдый. Цвета выбраны неслучайно. В 1 классе при составлении звуковых схем синим будут обозначаться твёрдые звуки, а зелёным - мягкие.

Положите перед ребёнком несколько карточек с изображением животных. Пусть ребёнок разложит ("заселит") животных в свои домики - синий или зелёный.

Например: Медведь - первый звук [м` ] - мягкий - значит в зелёный домик, волк - первый звук [в] - звучит твёрдо - значит в синий домик и т.д.

Игра "Во саду ли, в огороде..."

Берём две корзиночки (синюю и зелёную). В синюю корзину собираем овощи-фрукты на твёрдый согласный, в зелёную - на мягкий согласный звук.

Например: помидор - [п] - твёрдый - кладу в синюю корзинку, вишня - [в`] - звучит мягко - кладу в зелёную корзинку.

Обратите внимание, что в данных играх мы не берём слова на гласные звуки, а также на йотированные буквы Е, Ё, Ю, Я

Вот такие игры на умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Поделитесь своими играми в комментариях! Спасибо!