Вернер фон Браун, так же как и Королев, мечтал о Марсе, а в программе «Аполлон» было место и для полета к Венере. Но победив в Лунной гонке, США на этом и остановились. Ни к Марсу, ни к Венере пилотируемые корабли не полетели. Да и дальнейшие полеты к Луне были прекращены.
Но, что если бы СССР высадил бы Алексея Леонова на Луне? А вдобавок отправил еще нескольких космонавтов прогуляться по лунным морям и кратерам. Если бы вторым полетом Юрия Гагарина был бы полет на Луну, в очередной экспедиции к спутнику нашей планеты? Да еще и на обратную ее сторону. Пошли бы США дальше?
В самом деле, изменила бы успешная лунная программа Советского союза историю космонавтики? Будь СССР первым на Луне, или даже если бы пришел вторым, но пришел. Была бы за Лунной гонкой, марсианская или хотя-бы венерианская?
Две цели
Видится, что есть две цели, ради которых мы отправляемся в космос. Одна здесь, на Земле, другая там, в открытом безбрежном космическом пространстве. Одна цель политическая – доказать свое превосходство, другая жажда открытий.
Мы первые открыли космос миру, но для Америки важно, что они пошли дальше. За океаном руководствуются сугубо прагматическим расчетом. Победили – теперь пошли заниматься другими делами. Пыльные тропинки других планет подождут.
«Советский союз высаживает первого человека на Луне! Советский космонавт Алексей Леонов делает первый шаг по лунной поверхности. Маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества».
Это было бы вторым поражением для фон Брауна. Но очередным шагом к его следующей мечте – полету на Марс. США бы не отказались от пилотируемых полетов к Луне, как поступили в СССР, и завершили бы их. Но выполнив обязательную лунную программу, там стали бы готовиться к реваншу. Куда дальше Марс или Венера?
Так же и в СССР, понимая, что космическая гонка не завершена, занялись бы нащупываем новых космический направлений. Делалось бы это теми, же проверенными способами: автоматические межпланетные станции первыми нащупывают цель, далее летят условные среднеазиатские черепахи, как это было с Луной – «экипаж» космического корабля «Зонд-5». А затем, в итоге, и мы и американцы приходим одному и тому же факту. Полет к Марсу и Венере, это совсем не то, что лететь к Луне.
Марс – это не Луна. А Венера даже не Марс
Здесь просто ряд фактов. Расстояние гораздо больше – дольше лететь. Дольше лететь – больше масса корабля за счет более просторных отсеков и запасов всего необходимого. Такой корабль нужно собирать на околоземной орбите и уже оттуда отправлять в полет. Таких технологий, по строительству на орбите, тогда еще не было, они начнут появляться позже, в СССР. С началом программы «Салют» и строительством станции «Мир».
Но это преодолимо. Что делать с радиацией? Тем более при полете в сторону Солнца – к Венере. Этот вопрос нас волнует до сих пор. Технология экранирования космического излучения пока еще в зачаточном состоянии.
Посадка на Марс значительный риск. Чем тяжелее посадочный модуль, тем сложнее. Гравитация, и наличие атмосферы отличают Марс о Луны. О посадке на Венеру тогда и речи не было. Как, впрочем, и сейчас.
Что в итоге
Как итог, возможно три варианта развития событий. Обе сверхдержавы побывали на Луне – этого достаточно. Паритет установлен.
Или продолжение космической гонки растянулось бы на десятилетия. Многие проекты, которыми мы занимаемся сейчас – например, транспортно-энергетический модуль, он же ядерный буксир, позволяющий добраться до Марса за полтора месяца, были бы начаты и завершены в то время. Мы бы дальше ушли в космонавтике. Но все равно остались бы в пределах орбиты Луны. Хотя летали бы туда гораздо чаще.
Лунные астрономические обсерватории уж точно были бы реальностью. А космическая гонка высоких достижений была бы свернута под лозунгом «мир, дружба, космическая станция». Все завершилось бы общим космическим домом на орбите и меморандумом о будущих намерениях совместного полета на Марс.
Либо, все-таки, два государства нашли бы в себе силы, форсировать развитие науки и технологий в интересах всего человечества, для чего собственно и существуют сверхдержавы.
Не забывайте отмечать работу автора. Ставьте «большой палец вверх», он же «лайк». Если есть, что добавить – обсудим в комментариях.