Их называют "Золотыми" из-за обилия золотых орнаментальных деталей. Но не обилие позолоты делает их уникальными, а ажурность, великолепие причудливого барочного рисунка.
Речь идет о трех воротах, которые соединяют корпуса циркумференций (низкий корпус с дугообразным планом, примыкающий к главному дому усадебного или дворцового комплекса)между собой в центре
и с Екатерининским дворцом Царского Села по сторонам.
В 1747 году императрица Елизавета впервые повелела "Ворота
и решетки сделать железные и местами вызолотить, чему чертежи
у архитектора Чевакинского учинены и тем решеткам для дела
на Сестрорецких заводах иноземцу дан, кроме ворот".
Этот указ относится к тому периоду "великой царскосельской перестройки", который начался в 1743 году, когда архитектурии ученику Андрею Квасову было поручено перестроить и увеличить в размерах "дом о 16 светлицах", оставшийся еще со времени Екатерины I.
В 1745 году для помощи Квасову в Царское Село переводится более опытный строитель С. И. Чевакинский, который фактически берет руководство строительством в свои руки.
Но с 1747 года в строительство все активнее привлекается обер-архитектор В.В. Растрелли, все чаще Елизавета отменяет уже утвержденные проекты Чевакинского, утверждая взамен их проекты Растрелли, который постепенно выступает на первый план в проектных работах по Большому дворцу.
Ответ от мастеров в 1748 году на указ Елизаветы: "Решетки
на Сестрорецких заводах делать начаты и железа на первый случай полтораста пуд мастеру дано, а о воротах чертеж еще у архитектора Чевакинского".
Мастера Сестрорецких заводов исполняли всю работу непосредственно
в Царском Селе.
В феврале 1749 году Растрелли представил в контору "строения села Царского" "два чертежа — первый воротам, второй пяти решеткам"
и предложил передать работы по их изготовлению мастеру Кордон
и потому, что "мастер-иноземец" делает решетку очень медленно
(с прошлого года "еще и одной штуки не докончено"), а во-вторых,
он вообще к этому делу не способен.
На это управляющий вотчинной канцелярией Г. Замятнин объявляет ему, что "мастер-иноземец" Михель Франц принят на работу в 1748 году
и что увольнять его никто не собирается, так что, если Растрелли намерен продвигать свои чертежи, то должен примириться
с "мастером-иноземцем". Растрелли, получив такой ответ, вероятно, нисколько не огорчился потерей Кордони, потому что уже 15 марта 1749 года он призывает к себе Михеля Франца и показывает ему "новосочиненные с лучшим украшением" чертежи ворот, спрашивая при этом, "не может ли он все оное сделать?".
Михель Франц письменно удостоверяет, что "те ворота по означенным обер-архитектором чертежам сделать он может" и запрашивает
себе в помощники 12 мастеров из имеющихся в Царском Селе
и 23 человека с Сестрорецких заводов, среди них 8 кузнецов
и 15 "отдельщиков". В этом случае он берется решетки "к будущему
1750 году окончить".
20 апреля 1749 года поступает в контору строения доклад о том,
что первая решетка, начатая Михелем Францем еще 17 августа 1748 года, закончена.
Таким образом все 4 решетки около центральных ворот Екатерининского дворца были выполнены по проекту Чевакинского, а не Растрелли.
Изготовление самих ворот началось, когда решетки были уже установлены на место, 06 сентября 1750 года неожиданно умер Михель Франц, после чего Яков Волков, бывший при Франце кем-то вроде младшего мастера, доносит в контору, что Францем работы по воротам только начаты, "рамы большие скованы и внутри "баранов" наковано, только еще оные "бараны" в те рамы не все по местам поставлены".
Ворота Растрелли, действительно, как бы состоят из этих кованых волютообразных завитков ("баранов"), которые заключены в рамы створок ворот и калиток. Верхняя часть ворот состоят из таких же завитков и укреплена отдельно. Что касается орнамента решетки,
то он преимущественно вертикальный, и только в центре имеются детали крупной формы.
Из того же рапорта Якова Волкова по числу выкованных для калиток деталей можно судить, что у центральных ворот первоначально было
4 калитки, по 2 с каждой стороны.
Впоследствии, при ремонте дворца в 1770-х гадах, В. И. Неелов снял
со всего дворца, а также и с ворот пришедшие в ветхость деревянные скульптуры. Несколько позднее у центральных ворот с каждой стороны исчезает по одной калитке.
Боковые ворота по сторонам циркумференции были уже полностью выполнены по чертежам Растрелли под руководством Якова Волкова. Несмотря на то, что относительно пилонов центральных ворот
нет вообще никаких указании, тем не менее ясно, что они созданы
по проекту Растрелли.
Все работы по созданию ворот и решеток были закончены к 1761 году. Пилоны центральных ворот были увенчаны резными вазами и женскими полулежащими фигурами, а пилоны боковых ворот — военной арматурой.
Кованые решетки являются трехчастными (калитка, двухстворчатые ворота, звено ограды) и отличаются сложным барочным рисунком.
Как и ворота, они декорированы накладными акантовыми орнаментами, которые, в свою очередь, покрыты позолотным слоем. Первоначально золоченые орнаментальные сюжеты (по разным источникам, вазы или трофеи) также присутствовали на аттиках.
Жители Царского Села, по свидетельству П. П. Свиньина (1817 г.), летней порой собирались на обширном дворцовом дворе "слушать прекрасную воинскую музыку, играющую тут ежедневно зорю".
"В мае,— вспоминал один из современников,— в Царском Селе, ежедневно ввечеру от 7 до 9 часов, у главной дворцовой гауптвахты, играла полковая музыка гренадерского Императора австрийского цолка... На эту музыку в светлые майские вечера собирались жители
и жительницы Царского Села, а в том числе и воспитанники Лицея
и пансиона с гувернерами, и слушали музыку, собираясь вокруг хора музыкантов или прохаживаясь вдоль обширного дворцового двора.
В 9 часов музыка оканчивалась зарею с церемонией и вечернею молитвой...".
"Двор сей, - писал П.П. Свиньин, - имеет вид амфитеатра
и простирается во всю фасаду дворца, т.е. на 140 сажен длины,
а с противной стороны обнесен полукруглыми низкими флигелями
и богатою решеткою с двумя воротами".
Во дворе производились воинские разводы и торжественные построения.
Ольга Берггольц, 1944г.: "На воротах, ведущих во двор Екатерининского дворца, на фанере натрафареченная надпись на немецком и русском языках: "Стой. Запретная зона. За нахождение в зоне — расстрел. Комендант города Пушкин".
А. М. Кучумов, 1944г. "На минуту задерживаемся перед главными воротами дворца. Решетка и ворота целы, только в двух местах
на левой части решетки поврежден снарядами кружевной кованый узор. Ворота раскрыты, в них завал из сучьев деревьев и колючей проволоки, сверху надпись: "Мины".
Ворота в годы немецкой оккупации города Пушкина серьезно пострадали. Вскоре после войны ленинградские реставраторы сумели вернуть им исторический вид, который теперь вновь нуждался в восстановлении:
на пилонах, в местах крепления, появились видимые разрушения кирпичной кладки, наблюдались следы коррозии самих решеток
и крепежных элементов. Кроме того накладной декор (из черного металла на воротах Церковного флигеля и из цветного — у Зубовского) частично был утрачен или деформирован, а местами требовал восстановления позолоты.
После реставрации ворот, оба флигеля, а вместе с ними и весь Екатерининский дворец приобрели композиционно завершенный
и более историчный вид.
Ранее о воротах Царского Села:
Слоновьи (Красносельские)
Египетские
Триумфальные (Московские)
Готические