Здравствуйте, любезные друзья!
Как быть звездой в эпоху больших перемен
Генри Рэли появился на свет в очень бедной семье, проживающей в Портленде. Тогда, в 1880 году совершенно ничего не обещало ему звёздной карьеры.
Однако на пике творчества за иллюстрациями к художнику обращались самые известные англоязычные писатели того времени. Среди них были Агата Кристи, Уильям Фолкнер, Синклер Льюис и Сомерсет Моэм. А Скотт Фицджеральд отзывался о его работах так:
«Честно говоря, я думаю, что это лучшие иллюстрации, которые я когда-либо видел!»
Американская мечта о том, что человек из низов может разбогатеть и перескочить на совершенно другой социальный уровень, казалось, реализовалась в его жизни.
Действительно, чтобы помочь матери прокормить сестёр, Генри Рэли начал работать продавцом газет в возрасте 9 лет. А уже к 12 годам он бросил школу и нашёл работу в доках Сан-Франциско. Предание гласит, что именно там, вдохновляясь рассказами моряков, прибывающих из разных стран, он стал делать зарисовки этих историй.
На талант мальчика обратил внимание его начальник и предложил оплатить занятия в художественной Академии Хопкинса (Hopkins Academy in San Francisco). После трёх лет обучения в семнадцатилетнем возрасте он получил место репортёра-художника в одной из местных газет.
Тогда фотография в прессе ещё не была распространена и художникам приходилось создавать иллюстрации «в реальном времени». Позднее Рэли вспоминал работу в газетах, как лучшую школу, – она давала разнообразие сюжетов, требовала одновременно точности и быстроты.
Его графические репортажи скоро были замечены Уильямом Хёрстом – человеком, которого называют первым медиамагнатом. Благодаря своей информационной империи он был одним из влиятельнейших людей Америки. Нам он хорошо известен по фильму Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», отмеченному критиками среди «лучших фильмов всех времён и народов».
Редакторы Хёрста пригласили художника в San Francisco Examiner, а затем в Нью-Йорк. Там он тоже начал с газетных иллюстраций, но спустя непродолжительное время его рисунки появились на страницах популярных журналов: Vanity Fair, Harper's Bazaar, Colliers и Saturday Evening Post. Издания соревновались за Рэли, а в месте с этим повышался его гонорар.
Сейчас немногие обращают внимание на личность иллюстратора. И даже самые известные в индустрии имена могут ничего не говорить широкой аудитории. В те времена было совсем иначе. Читатели видели мир именно глазами художников-иллюстраторов, их имена часто печатались на обложках, а некоторые из них были настоящими звёздами. Таким был и Рэли. Судьба благоволила к ему.
После работы над произведениями Герберта Уэллса он стал одним из самых востребованных графиков Америки. И одним из самых высокооплачиваемых. Некоторые считают, что до сего дня он остаётся рекордсменом среди иллюстраторов.
В удачные годы его доход составлял 100 тысяч долларов. Для понимания того, как можно было жить на эту сумму замечу, что в 1924 году автомобиль Ford Model T стоил всего 260 долларов.
Воспроизводя в своих рисунках и иллюстрациях жизнь высшего общества и сцены роскошных светских вечеринок, Рэли и сам жил на широкую ногу. Он много путешествовал, содержал яхту, владел особняком и большой студией в центре Манхэттена. Так продолжалось пока он был в моде. А она капризна.
Исторические события сдвигают вкусы и интересы аудитории. Чёрный вторник 29 октября 1929 оказал воздействие на пристрастия публики и это обстоятельство повлияло на количество заказов.
Но более драматичный натиск вся индустрия художественной иллюстрации испытала с развитием фотографии. Некоторые издания к концу тридцатых годов полностью перешли на фотографическое изображение.
Одним из пионеров фоторепортажа стал журнал LIFE. Снимки для него делали лучшие фотографы и он долгие десятилетия оставался на вершине этого жанра. Пока благодаря нашествию электронных СМИ не пришёл и его черёд. Но это уже другая история. А тогда за его примером последовали многие издания, и армия графиков становилась всё менее востребованной. Видимо стоит напомнить, что до этой поры рекламу тоже создавали они.
Теперь Рэли утратил и рекламные заказы, компании требовали новых визуальных идей и нового изображения. Он не смог вовремя переключиться. А может и не очень желал. Во всяком случае, он верил в то, что иллюстрация – это рисунок. Вот что он сам об этом говорил:
«Линейный рисунок является единственным подходящим фундаментальным средством для иллюстрации, поскольку он наиболее близко гармонирует с линейным эффектом печатной страницы.»
Гламурный образ жизни с прекрасными обитательницами приёмов и вечеринок, певцом которого он был в течение многих лет, потерял актуальность. Кредит судьбы закончился. А вместе с ним заказы и здоровье.
Настала власть неопределённости. Он с ней не справился и в 1944 году вышел из окна дешёвого нью-йоркского отеля, в котором боролся с сомнениями последних дней.
После себя Рели оставил около 20000 иллюстраций и сотни обложек, запечатлевших эпоху, вместе с которой он ушёл в историю.
Было бы интересно узнать, что вы думаете о творчестве художника и его судьбе?
Валерий Бо
Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.