Найти в Дзене

Неожиданная встреча в магазине игрушек

Летом 1996 года я был начальником 3 ммг Хорогского пограничного отряда и зона ответственности была –стык Хорогского и Калайхумбского отрядов. Так называемое Ванчское ущелье.

Зона  ответственности  3 ммг 66 пого
Зона ответственности 3 ммг 66 пого

И где то в конце лета уже что то в самом Ванче зашевелились братья-моджахеды, которых мы в это ущелье заперли и сидели они там последний хре сыр без соли доедали.

Потому как кроме как через нас у них выхода на Большую землю не было, а мы как то не сильно были расположены билеты продавать.

Ну да это к делу не относиться.

Вопрос был в том, что надо бы нам подкинуть боеприпасов всяких разных.

И наше Командование Группы Пограничных войск в Республике Таджикистан приняло решение организовать доставку вертолетами Ми-26

Ми 26 Авиации ФСБ , о котором  пойдет  речь. Съемка после 2005 года
Ми 26 Авиации ФСБ , о котором пойдет речь. Съемка после 2005 года

Меня оповестили о дате планируемой операции, а место посадки находилось аккурат под моим головным постом Хумраги.

Утро, полеты выполняются по холодку, воздух плотнее.

Выехали вниз на прикрытие тремя БТРами, проверили площадку, встали в круг.

Летит, слышим. Звук такой своеобразный, приятный.

Приготовились и вот из за горы показался он…

Красавец. Именно этот вот борт, 99 желтый. Как и на предыдущей фотографии.

Герой  рассказа Ми 26  99 желтый на рулежке 23 Душанбинского  авиаполка
Герой рассказа Ми 26 99 желтый на рулежке 23 Душанбинского авиаполка

Мы пустили дымы (посадочные), красиво так сходу раз и сел.

Заглушились они, выходит экипаж. Ух ты, командиром то –замкомандующего Группы по авиации генерал-майор авиации Фарит Султанович Шагалеев.

Фарит Султанович Шагалеев
Фарит Султанович Шагалеев

Прекрасный летчик и человек, легенда Пограничных войск. Героя еще майором получил за полеты в Афганистане.

Подошел, доложился, бойцы борт разгрузили. Пожали друг другу руки, они запустились и улетели.

На следующий день еще одна ходка. И тоже 99 желтый.

Только в этот раз Фарит Султанович был в правой чашке (вторым пилотом).

Это он вчера давал провозные (проход по незнакомому маршруту) вновь прибывшему командиру вертолета. Всё-таки Памир, своя специфика.

Много позже, уже в двухтысячных, мы с ним встречались на ветеранских встречах, общались.

Жаль, что он уже ушел в Вечный Полет.

А несколько лет назад (тогда еще не было ни Дзена и моего желания писАть), зашел я в магазин игрушек по своим надобностям. Ну и по старой еще детской памяти свернул к отделу авиамоделей. Было такое увлечение –собирать модельки.

И тут я в прямом смысле этого слова впал в состояние перманентного охренения.

Потому что увидел коробку с моделью Ми-26. Вот эту.

Фото автора
Фото автора

Оно то бы все ничего, но на коробке был изображен тот самый 99-й желтый, взлетающий с моих Хумрагов.

Ванчское ущелье. Посередине внизу - место посадки 99-го.  Ракурс немного другой. Фото Александр Рогонов 2014 год
Ванчское ущелье. Посередине внизу - место посадки 99-го. Ракурс немного другой. Фото Александр Рогонов 2014 год

Как будто с фотографии рисовали. Как раз по центру картинки вход в Ванчское ущелье. Только борт прилетал один, второй уже дорисовали.

Это было что то с чем то. Не просто так изображение прилепили производители, а с реального прототипа.

Вот так вот, кто бы знал, что через столько лет произойдет такая вот нежданная встреча.

И чертовски приятно, что производитель этой модели использовал именно эти полеты в те дни лета 1996 года на Таджико-Афганской границе.

Всем добра